Центры изучения американской истории в СССР
Как и почему американисты стали достаточно популярными и важными историками в Советском Союзе?
Это интервью я подготовил как часть моего научного проекта про историю советских американистов времен Холодной войны. Я начал заниматься этой проблемой давно, еще со времен Советского Союза в 1990-тые годы, будучи студентом двух очень интересных людей, моих руководителей. Один из них Николай Николаевич Болховитинов, о котором я написал книгу в 2017 году1.
Все началось в 1980-тые годы, когда я начал заниматься историей Америки, мне эта тема очень нравилась. Я сначала обратился в Киев, но в те годы в Киеве была очень тяжелая консервативная ситуация: надо было писать историю с антиамериканской позиции. Мне тогда Арнольд Шлепаков так и сказал: «А какой дурак будет с тобой заниматься? Надо писать о мужественной борьбе американского пролетариата против буржуазии, а не историю». А мне не хотелось этим заниматься, потому что меня интересовали первые поселенцы в Америке, Нью-Йорк, XVIII век.
Я выбрал себе тему по истории раннего Нью-Йорка2 и с этой темой приехал в Москву, где меня принял невыездной историк Николай Болховитинов. После нескольких лет исследований и работы в СССР я уехал в Америку, чтобы спасти свою семью от тяжёлой ситуации, которая начала развиваться в постсоветском пространстве. Кроме того, после Чернобыля я испытывал не очень добрые чувства к советской системе3.
И уже тогда, когда сложилась такая ситуация, я задумался: как и почему американисты стали достаточно популярны и важными историками в Советском Союзе? Почему существовало такое сильное финансирование для них, особенно в Москве и в Киеве? В каких центрах изучали американистику4 и канадоведение? И тогда я решил написать книгу о западном влиянии на советскую американистику. Начал собирать интервью, так как я сам американист, читал книги о том, как американцы развивают Oral History (устная история).
Моя работа по сбору интервью проходила не только в Москве, но и в Днепропетровске, где я учился5. Я пошел в архивы и у меня накопилось столько материала, что я решил разделить его на две части: первая часть будет о том, как простые люди (молодые люди) идеализировали Запад, как они слушали музыку, читали западные книги, смотрели западное кино (американское кино) и к чему это привело; и вторая часть – про американистов, историков, которые изучали американскую историю.
Американисты – советники Брежнева
Но это только одна часть моего проекта. Я понял, что по-прежнему не закончил книгу об ученых, которые были советниками Брежнева и работали в нескольких особых центрах американской истории или американской цивилизации. Первый центр по изучению Америки и истории возник в 1953 году (после смерти Сталина) в Москве в Институте Истории. Он назывался “Сектор изучения американской истории». Это было нужно советскому государству, советским политикам, так как они начинали перестраивать отношения с США.
Очень скоро при Хрущеве начался первый этап разрядки между США и СССР в 1956 году , тогда создали самый большой центр по изучению западных стран “Институт мировой экономики и международных отношений”, который включал в себя отдел американских исследований. Потом некоторые работники этого института, в том числе и очень важный функционер и ученый-американист Г.А. Арбатов, отделились в 1967 году в новое научное учреждение Институт Соединённых Штатов Америки, специализирующееся на комплексном изучении США, этот институт с первых дней своего существования стал играть важную роль центра анализа политики, экономики и идеологии США. Институт оказывал непосредственное влияние на выработку внешнеполитического курса СССР по отношению к США. В 1980-тых годах добавляется Канада, тогда институт стал называться ИСКАН, Институт Соединенных Штатов Америки и Канады.
Академик Георгий Арбатов
Этот центр становится, можно сказать, мозговым центром для облуживания партийной государственной элиты Советского союза. А его значение выросло после 1967 года, когда, с одной стороны, существует лидер советского государства Леонид Брежнев, который пытается перенастроить отношения с США, материализуя при этом принцип разрядки международной напряженности, а с другой стороны, есть и новый политик, ставший главой КГБ, Юрий Андропов.
Интересно то, что Андропов в свое время был реформатором, который пытался помогать Хрущеву; также специалисты по США Иноземцев6 и Арбатов работали на реформы Хрущева. С 1967 г. Андропов назначен лидером крупнейшего разведывательного управления на земном шаре под названием КГБ. И Брежнев, и Андропов были наделены квалифицированной информацией, получаемой из Америки. С этих времён мы имеем тесную связь между американистами и КГБ. Многие так называемые американисты, которые по международному обмену ездили в США, на самом деле были профессиональными разведчиками. Среди четырёх первых американистов-студентов, которые приехали в США в конце 1958 года по первому договору об обмене между США и СССР, трое были разведчиками.
Тогда, в 1959 году они были в Университете Коламбия, а американцы в МГУ. Одним из трёх разведчиков был известный Олег Калугин. Это был молодой студент, будущий генерал КГБ, который сейчас живёт в США. А единственным американистом, который не был шпионом, был партийный работник Алексей Яковлев. Он потом станет знаменитым советником Горбачёва и «архитектором» перестройки. И вот это соотношение три к одному (три КГБиста и один ученый) повторялось при всех последующих обменах. Под личиной американистов ездили шпионы. Более того, с самого начала советская американистика была связана с обслуживанием спецорганов.
Первые советские американисты, включая моего учителя Николая Болховитинова, сопротивлялись этому сотрудничеству, но это тяжело получалось для них. Например, тот же Болховитинов отказался сотрудничать с КГБ, за что был наказан. После первой поездки в США в 1978 году, в качестве наказания, КГБ перестало выпускать его в длительные командировки на Запад. Но его уникальность была в том, что он был первым советским ученым, который собрал документы о российско-американских отношениях в XVIII и XIX веке. А ЦК КПСС и Брежневу лично, а до этого и Хрущёву, были нужны эти документы. Как раз в то время из-за ученого начался конфликт КГБ и аппарата партии.
В 1970–ые годы появляется всё больше и больше таких центров, которые обеспечивают советскому правительству квалифицированную информацию о дипломатии и политике США. При всей моей критике связь этих центров с КГБ в 1970-тые годы была профессиональной и очень важной.
В те же годы возникает новый центр изучения американской истории в Московском государственном университете на историческом факультете. Николай Сивачёв становится лидером этого центра и через него открывается программа Fullbright в СССР. Приглашали американцев и, с одной стороны, КГБ, а с другой, присутствие академиков помогало контролировать обмен между советскими и американскими учёными. К 1978 году Центр Сивачева стал одним из важных центров советской американистики.
Американистика в Киеве
В этом же году (1978) возникает ещё один центр советской американистики в Киеве. Арнольд Шлепаков, талантливый украинский историк, который занимался историей миграции и историей рабочего движения в Америке, при помощи партийного руководства Украины соглашается открыть такой институт. Он подал запрос в Москву и получил разрешение. Почему? Потому что украинская диаспора тогда уже очень активно и агрессивно давила на СССР.
Что случилось в 1970-тые годы? Тогда еще при Брежневе началась разрядка международной ситуации, например, приезд Никсона в 1972 году. И с 1972 года СССР открывает себя другим странам, прежде всего США и Канаде. Тогда различные национальные диаспоры, в том числе и украинская, начинают сотрудничать с туристическими центрами в Советском Союзе. Это началось ещё при Хрущёве в 1956-1957 годах, но тогда открытость СССР была минимальной. При Брежневе мы уже имеем дело с открытым финансированием и контролем советским правительством, стоит отметить и интерес к национальным диаспорам в Канаде и США. Наибольший интерес проявлялся к еврейской диаспоре и она, конечно, изучалась советскими спецслужбами.
Вторая по значению была украинская диаспора. И КГБ, скрепя сердцем, потому что долго не хотели открывать этот центр, дали разрешение Шлепакову. И с тех пор стали изучать историю украинцев в Канаде и США. С 1978 года, благодаря этой специализации, украинские американисты заняли особую нишу, потому что они знали язык, украинскую культуру и постепенно начали вытеснять московских и ленинградских учёных в этой сфере эмиграции (славянской эмиграции). И Шлепаков стал звездой в 1978 году в поле американистики.
Американские вестерны, индейцы и неформальные группы в СССР
Неформальные центры индианистов
Наряду с такими официальными центрами, как Московский, Арбатский, Институт Земского, Институт Сивачёва, Киевский центр, мы имеем также неформальные центры, которые возникают в Ленинграде. И лидером такого центра стал знаменитый советский американист Александр Фурсенко, который с самого начала сотрудничал с КГБ. Может быть, этим объясняется, что его дети сейчас являются близкими друзьями президента России Путина, его советниками. Фурсенко умер, но его два сына достаточно активны и играют важную роль в политике Путина и его бизнесе.
Первые неформальные центры появились в Новосибирске, Волгограде, Куйбышеве, Днепропетровске. И все эти центры американской истории связывает очень интересный финал, который не имеет рамок. Этот финал назывался субкультура советских индианистов – людей, которые пытались имитировать жизнь индейцев.
Фильмы об индейцах
Всё началось с очень простого фильма. В 1967 году впервые в Советском Союзе по всей стране прошел первый фильм об индейцах «Сыновья Большой Медведицы» (снятый на студии ДЕФА в Восточной Германии, с Гойко Митич (югославский актёр) в главной роли). В 1968- 1969 годах появились новые фильмы («Чингачкук Большой Змей» и т. д.). В эти годи в СССР популярность фильмов про индейцев была огромная. Они имели большой кассовый успех, потому что в СССР всегда любили вестерны и американский жанр с ковбоями. Но американских вестернов было мало. Один привезли в СССР после победы из Германии, трофейный фильм «Дилижанс». Это был любимый фильм Сталина. И после войны, когда не было советских фильмов, Сталин поощрял показ трофейных, среди которых было несколько вестернов. Потом в хрущёвскую эпоху был только «Великолепная семёрка», а в брежневскую эпоху купили только два фильма этого жанра – «Золото Маккены» и «Моя дорогая Клементина». А желание публики смотреть подобные приключенческие фильмы было большое. Эту нишу заполнили «заменители вестернов» и самым главным был восточно-немецкий социалистический вестерн, который выпускала ДЕФА, Индианерфильм, то есть индейские фильмы из Восточной Германии с Гойко Митич. Более того, в конце 1960-ых пришло еще несколько фильмов, но уже не из Восточной Германии, а из Западной. Это были фильмы про Виннету, вождя апачей (“Виннету-вождь апачей”, ”Сокровища серебряного озера”) и они были основаны на популярных в Германии романах Карла Мая, которые были переведены на русский и украинский языки.
Пау-Вау влизи Ленинграда 1984 г. Фото Андрея Знаменского
Тут мы имеем странный феномен: партийные работники начинают жаловаться на странную моду, которая появилась даже в закрытых для иностранцев городах. Дети вместо того чтобы играть в белых и красных, фашистов и наших как это было всегда, играют в индейцев и ковбоев. Понимаете, сначала это объяснялось теми романами, которые они читали в школе (романы Фенимора Купера, Майн Рида, Бреда Гарта), но оказалось, что все не так: они любили фильмы, которые смотрели по тысячу раз, фильмы с Гойко Митичем. Дети пишут письма в советский “’Экран” – главный журнал советских зрителей. И такие фильмы они обожают. Не о войне, не о героизме, не о партизанах. Нет… с Гойко Митичем.
Женские состязания с Пау-Вау вблизи Ленинграда 1988 г.
Скорей всего популярность Дина Рида была связана с тем, что это был единственный человек, которому разрешили открыто петь рок-н-рол на аутентичном английском языке, это очень важно. А на самом деле он пел очень плохо и занимался в основном пропагандой своего образа и своих собственных интересов. В результате КГБ его убрало. Потому что он собирался уезжать из Восточной Германии в ФРГ и начал критиковать некоторые стороны социализма. Но это уже другой вопрос.
Культ индейцев
Культ индейцев существовал давно уже в восточно-славянских культурах. И в России, и в Украине еще с имперских времен. Почитайте Чехова, Толстого и увидите массу примеров, насколько идеализировались герои Купера. А с конца ХІХ века он конкурирует с другим иностранным автором Томасом Майн Ридом (с его романом “Оцеола, вождь семинолов”). Этот культ индейцев существовал всегда… и бойскаутская организация царской России, и пионерская организация сталинского Советского Союза пропагандировали культ здорового тела, смелого мальчика, следопыта, обыгрывая образы из классической американской литературы. То есть это навязывалось в дореволюционной России и потом. Еще в гимназиях дети должны были читать романы Купера, а в советские времена, если посмотреть дневники школьников, которые они должны были писать во время школьных каникул, то опять лидируют романы Фенимора Купера, Майна Рида, Бреда Гарде об индейцах.
Пау-Вау вблизи Ленинграда. Конец 80-х гг.
Можно сказать, что этот культ насаждался официальной советской системой образования. Мы просто забываем об этом. И вообще, культ Америки как модерного современного государства пришел из марксизма-ленинизма. Потому что Ленин всегда, начиная с "развития капитализма в России", подчеркивал, что в будущем социализм должен использовать американские модели. Они всегда навязывались в советской цивилизации и в так называемой советской индустриализации, как, например, американский город Герл, который потом был использован Сталиным для создания Магнитогорска.
Идеализации Америки
Нет ничего странного в идеализации Америки. Америка, конечно, идеализирована положительно без эксплуатаций, без расизма, вот эти положительные черты индустриальной цивилизации должны быть использовании в лучшем, более гармоничным обществе. Первое влияние на рост этой субкультуры пришло из этого культа индейцев, связанного с литературой и кино. Второе, как ни странно, тоже было связано с официальной пропагандой. 27 февраля 1973 году возмущённые политикой официального Вашингтона индейцы из племени Дакота в штате Южная Дакота подняли восстание против местных властей. Так как власти опять хотели строить нефтяные линии, так же как и сейчас Трамп пытается сделать в этом районе. И в течение 71 дня индейцы оккупировали городок, который назывался Вундид-Ни. Они пришли с мест резервации и провозгласили независимость от США. Были введены войска, полиция. Там погибло 5 агентов ФБР. ФБР обвинило местного вождя в убийстве, вождь был осуждён и посажен в 1977 году. И все эти годы с 1973 по 1977 советское телевидение и радио ежедневно (я взял программу за 1974 год и был удивлён) повторяли новости о деле индейцев примерно 10 раз на день.
Бирджилл Киллс и Андрей Знаменский. Цюрих 1989 г.
Возникает такой новый культ борющихся индейцев. Это не индейцы из кино. Это реальные индейцы, которые борются против американского империализма. И вот советская молодёжь, которая уже была достаточно промыта идеологически, чтобы поддержать такие движения против империализма, получает вот эту интеллектуальную пищу в виде информации об индейском движении в США. И эта информация становится определённым стимулом для имитации этого движения. С одной стороны, медиа, с другой, советская антикапиталистическая идеология добавляет интерес к развитию этого движения. И уже в начале 1970-ых КГБ с ужасом смотрит, что во многих закрытых городах растёт количество детей, а затем и студентов в ВУЗах, которые имитируют этот "индейский" образ жизни. Кроме того, многие из работников КГБ боятся, что эта имитация может иметь политический оттенок, так как свобода духа, свобода прав человека, выражения, контактировали с ежедневной жизнью советских граждан, особенно в закрытых городах.
Индианисты в закрытых городах Днепропетровск и Куйбышев
На конференции в Цюрихе я рассказывал о двух городах, о Днепропетровске, который был закрыт в 1959 году, и Куйбышеве (Самара) – в 1969 году, потому что там были построены заводы, производящие ракеты («Южмаш» в Днепропетровске и «Прогресс» в Самаре). И вот можете себе представить, как власти реагировали на этот интерес? Более того, когда у вас возникает имитация жизни индейцев, вы стараетесь установить контакты с настоящими индейцами. Можете себе представить ужас и негодование КГБ, когда они перехватывают письма, написанные студентами, учениками? Это миллионы писем. Студенты хотели помочь индейцам, с одной стороны, это хорошо, конечно, дети проявляли сознательность, с другой стороны, они нарушали систему секретности. КГБ боялось, что общение с западными людьми может принести критику советской системы. И правильно боялись, потому что некоторые эти дети начали критиковать потом советскую власть. Более того, в 1972 году все эти индианисты по целой стране объединяются в Ассоциацию защиты индейцев. Хуже всего, что они даже наладили контакт с немецкими индианистами. Это движение становится интернациональным. Это уже была угроза существующей системе контроля над секретностью в этом пространстве.
Мало того, они пытаются организовать съезд индианистов Советского Союза под Ленинградом в 1980 году. Вы же помните, что в 1980 году готовилась Олимпиада? А КГБ старалось очистить города проведения Олимпиады: Москву, Ленинград и Киев. И тогда начинается террор против индианистов: их арестовывали, угрожали, что их выгонят с комсомола. В эти же годы проходит имитация ритуала индейцев, которая называлась «Пау-Вау»: все индейцы имели такой обряд мира и танцев, когда курили трубку мира. Эти обряды создавались под Ленинградом. КГБ уже имел опыт контроля рок-группы7. Было разрешено создать первый индейский клуб «Алькатраз». По моим документам один и тот же человек контролировал и рок-группы, и индейцев. Он и докладывал, что ничего плохого нет в этом. Но число индианистов росло, их было много, было построено около 400 вигвамов. Это было в Отрадном, потом в другом городке под Ленинградом в 1982-1986 годах.
В закрытых городах это привело к контактам с иностранцами. КГБ боролось. И самая известная кампания против иностранного влияния, это была кампания против панков. Она началась формально с критики западных музыкантов: Секс Пистолс, Клеш, которые якобы использовали символы свастики. Это правда, Секс Пистолс использовали свастику как эпатаж. На самом деле британская панк-музыка была достаточно левой музыкой, панки сотрудничали с коммунистами. Но это было неправильно представлено в Советском Союзе, тем более панк-группы в соцстранах, особенно в Югославии, были антисоветские. Это вызвало возмущение КГБ и в 1985 был оглашен лозунг «Панки – это фашисты». Чтобы уничтожить движение индианистов в Куйбышеве и в Днепре, КГБ обвинило их тоже в фашизме, как и панков. Многие были арестованы и хотя они не были посажены в тюрьму, но их уволили с комсомола, а значит им была закрыта дорога к высшему образованию.
Трезубец из пальцев, индеанисты из Украины 1989 г.
Многие разочаровались в движении… и на том месте возникают сильные группы ученых, которые старались откреститься от этого движения, а другие, как Андрей Знаменский, продолжали участвовать в пау-вау, но просто не афишировали это. Знаменский и другие ученые стали авторитетами в изучении индейцев. Вот так возникает академический центр изучения индейцев. Многие неформальные группы еще существовали долго и после распада СССР, хотя большинство было еще напуганными, потому что КГБ продолжало контролировать эти движения. Многие с неформалов стали учеными и уехали на Восток, например на Алтай, или же эммигрировали из СССР, например, в США.
1. https://rowman.com/ISBN/9781498551250
2. Это был период, когда эта колония была голландской и называлась Нидерланды, а Нью-Йорк тогда назывался Новым Амстердамом. Потом с английским владычеством город стал называться Новым Йорком в честь собственника этой колонии герцога Йорского Джеймса, отсюда название “Новый Йорк”, потому что у него был титул Йорского.
3. О моем Чернобыльском опыте в интервью http://www.historians.in.ua/index.php/en/intervyu/2238-sergij-zhuk-pro-majbutne-ukrajinskoji-istoriji-u-ssha-v-evropi-ta-u-sviti-pro-brezhnevskij-period-ta-pro-ukrajinskij-majdan
4. Американистика, англ. American studies — совокупность дисциплин, направленных на изучение США (иногда также Канады, чаще канадоведение выделяется в отдельную дисциплину).
5. Сам я родом с Ватутино, Звенигородского района, Черкаской области. http://www.historians.in.ua/index.php/en/intervyu/2238-sergij-zhuk-pro-majbutne-ukrajinskoji-istoriji-u-ssha-v-evropi-ta-u-sviti-pro-brezhnevskij-period-ta-pro-ukrajinskij-majdan
6. Директор ИМЭМО (1966—1982)
7. Многие рок-группы контролировались КГБ, который спонсировал первый Рок-клуб в Ленинграде в 1982 г. Такие группы как «Кино», «Аквариум», были разрешены КГБ, так как КГБ было легче контролировать эти запрещенные неформальные увлечения.