Свежий номер журнала, который вышел в 2013 году (датирован 2012 годом) посвящён «идее Литвы». Для белорусских интеллектуалов проблематика Великого княжества Литовского, различных интерпретаций истории этого государства, отношений Литвы и Беларуси в ХХ веке являются одним из ключевых моментов для понимания «собственного места» в картине прошлого. Вопрос о том, каким образом следует «разделить» интеллектуальное, и шире — культурное наследие Великого княжества (или же не делить его?) волнует исследователей практически с XIX века, но с распадом империй в нашем регионе в начале ХХ века дискуссии вокруг принадлежности этого государства становятся не только предметом обсуждения учёных, но и влияют на массовое сознание целых обществ.
Первые шесть статей номера посвящены самым различным аспектам, связанным с «понятием и пониманием Литвы» на протяжении столетий.
Олег Дзярнович обратил внимание на проблематику «Литвы» и «Руси» в современной белорусской историографии. Автор в краткой, синтетической форме проследил различные концепции белорусского историописания с середины 1980-х годов, в основном посвящённые этногенезу белорусов, возникновению Великого княжества Литовского, этнической и культурной принадлежности этого государства. Основной вопрос статьи — кому принадлежит древняя Литва показан на примере конкуренции самых разных способов описания этого феномена белорусскими исследователями.
В статье польской исследовательницы Магдалены Фрончек ставится вопрос об идентичности одного из самых известных интеллектуалов XIX века на белорусско-литовских землях - Адама Гонория Киркора. Автор пробует выделить белорусские и литовские начала его самосознания и обращается к более поздней концепции «краёвости» (своеобразной форме регионализма начала ХХ века), считая А. Киркова одним из предшественников «краёвой» идеи. Интерес к творчеству Адама Киркора в последнее время переживает определённый ренессанс среди историков, изучающих проблематику национализма и религиозные отношения в XIX веке.
Алесь Смоленчук в статье о первых текстах «краёвцев» начала ХХ века пишет о работах двух ключевых для этого идейного течения авторов — Романа Скирмунта и Михала Ромера. Одним из важным вопросов здесь является интерпретация идей этих деятелей как представителей особой общности «литовских поляков» (термин, введённый уже современными исследователями), обосновывающих идею федеративного устройства будущего государства на землях Литвы и Беларуси. Развитие «краёвости» происходило вместе обострением отношений между польским и литовским национализмами, становлением белорусской национальной идеи и на фоне русификационной политики начала ХХ века.
Дариус Сталюнас обратил внимание на концепцию персональной культурной автономии в начале ХХ века. Идея о такой автономии была исключительно общественным проектом, возникшим на фоне принципиального отсутствия территориализации этничности в Российской империи. Идея такой автономии разрабатывалась одним из «краёвцев» Тадеушем Врублевским и была призвана сгладить усиление различных национальных противоречий и конфликтов. Однако в тех условиях идея автономии не могла быть реализована и осталась одним из свидетельств попытки сдержать модерные национализмы представителями по сути домодерной идейной линии, которыми и были «краёвцы».
В статье Лешека Заштовта «От столицы до провинции. Место Вильно в понятии «восточные окраины» польского исторического нарратива» рассматривается вопрос о «превращении» города Вильно из одной из столиц Речи Посполитой в провинциональный и «таинственный» город «восточных Кресов» в польском интеллектуальном нарративе XIX и ХХ века. Историк обращается не только к работам научного характера, но и к художественной литературе, особенно к поэзии. Такого рода изменения повлияли не только на «ориентализацию» одного города, но и всех белорусских и литовских земель в польском представлении, что до сих пор влияет на способ восприятия поляками своих современных стран-соседей на восток от Буга.
Кирилл Карлюк на основе самого разнообразного иконографического материала описывает визуальную интерпретацию Великого княжества Литовского в пропаганде королевской династии Ваза в XVII веке. Автором описан не только королевский и великокняжеский церемониал, связанный с Литвой, но и использование религиозной тематики (в частности, культа св. Казимира, весьма популярного до сих пор).
Политолог Андрей Осадчий в статье о различных формах концепции белорусской нации и политики в 1985-1990 годах выделил три формы данной идеи: «советского народа», «этнокультурной нации» и «республиканского патриотизма» (последняя является собственно продуктом политики «перестройки»). Автор не только показывает составляющую этих трёх идей, но и дальнейшую их эволюцию.
Три статьи, объединённые общим подзаголовком «Образы прошлого» посвящены осмыслению разных исторических проблем в социальном и культурологическом ключе.
Алексей Ластовский анализируя публичные выступления белорусских официальных лиц последних нескольких лет обратил внимание на то, каким образом историческое прошлое актуализируется для решения тех или иных политических задач в Беларуси. Автор сфокусировал своё внимание на периоде т. наз. «либерализации» белорусского политического режима (2008-2010) и делает вывод о весьма ограниченном характере такой формы «открытости».
Статья Романа Воронова «Становление Скорины. Как интеллектуалы Российской империи XIX века повлияли на фигуру белорусского национального героя» пожалуй одна из наиболее удачных в данном выпуске журнала. Личность Франциска Скорины для белорусского нациотворения трудно переоценить, поэтому показ автором статьи каким образом Скорина стал такой ключевой фигурой весьма важен. «Реконструкция» и собственно появление образа Скорины как первопечатника происходило в XIX веке в среде российских имперских интеллектуалов и претерпевало самые различные изменения и способы описания.
Иван Лысюк проанализировал образы «Великой Литвы», «воина», «жреца» и «земледельца» на современной музыкальной сцене Литвы и Беларуси. Основное внимание обращено на рок, металл, нео- и пост-фолк.
Дорота Михалюк в своей статье рассматривает внутри- и внешнеполитическую деятельность правительства Белорусской Народной Республики под руководством Язэпа Воронко. Описываются самые разные аспекты создания и функционирования этого кабинета, а для украинского читателя наверняка будет интересен вопрос об отношениях БНР с Украиной, которым отведено много места в статье.
Две последние статьи номера под общим заглавием «Дискуссия» написаны двумя наиболее известными историками белорусского меньшинства в Польше — Олегом Латышонком и Антоном Мироновичем.
Олег Латышонок в статье «Миф «тутэйшых» пытается переосмыслить проблему появления и функционирования понятия «тутэйшы» («местный») в среде части крестьянства на белорусских землях и считает, что это понятие не было самоназванием части крестьян, а было «изобретено» польской администрацией и навязывалось крестьянам преимущественно на Виленщине. Следует отметить, что само существование категории «тутэйшых» в польских переписях населения межвоенного периода отмечалось как раз в Полесском воеводстве, и оно было довольно массовым явлением.
Антон Миронович описывая проблему религиозной толерантности на землях Речи Посполитой в XIV-XVI веках, указывает на уникальный характер этого явления на фоне европейских стран. Но по его мнению, такая ситуация была разрушена Брестской церковной унией 1596 года, реализация которой привела к возникновению конфессиональной нетерпимости.
В данном номере журнала также опубликовано несколько подробных рецензий. Андрей Володькин обратил внимание на сборник документов, подготовленных и изданных в 2008 году литовскими историками о идее сотрудничества балтийских государств в ХХ веке. Андрей Внучек — на книгу Дариуса Сталюнаса «Making Russians. Meaning and practice of Russification in Lithuania and Belarus after 1863» (2007), Сергей Токть - на совместную работу Д. Сталюнаса и М. Долбилова «Обратная уния» (2010), а Дмитрий Шевелёв на коллективный сборник, посвящённый литовско-еврейским отношениям «A pragmatic alliance: Jewish-Lithuanian political cooperation at the beginning of the 20th century» (2011). Дмитрий Скворчевский проанализировал книгу Людмилы Дучиц и Ирины Климкович «Сакральная геаграфія Беларусі» (2011).
Стоит отметить, что не смотря на наличие различных точек зрения на проблему общего наследия и возможности разнообразной интерпретации белорусские исследователи достаточно открыты на историографические школы соседних народов и активно включают их в свои работы, а также активно полемизируют с ними. Примером такой успешной кооперации стал новый номер журнала «Палітычная сфера».
Андрей Тихомиров