История экономических учреждений Харьковской области в годы нацистской оккупации до сих пор еще мало изучена. Как правило краеведы и историки обращают больше внимания на период боевых действий, а также репрессии оккупационных властей. В какой-то степени изучается промышленность и общественные изменения, политические и социальные реформы, а вот сельское хозяйство этого периода остается в стороне от интереса исследователей. При подготовке книги по истории города Первомайский, мне удалось познакомиться с фондом Лихачевской машинотракторной станции (МТС) времен оккупационного периода, что позволило подготовить отдельную главу в книге и данную публикацию.
Поселок при железнодорожной станции Лихачево Южной железной дороги, был основан ещё в 1869 году, а с 1927 года он получил статус поселка городского типа и земельную площадь в 46 га, к этому моменту в поселке уже были 85 дворов1. Административно он входил до революции в Змиевской уезд Харьковской губернии, а в советское время в состав Алексеевского района Харьковской области. После Второй мировой войны поселок Лихачево стал центром поселкового совета, а по сути и райцентром. 24 июня 1952 года поселок Лихачево был переименован в поселок Первомайский, это наименование он в статусе города носит и до сих пор, а в 1963 году Алексеевский район был переименован в Первомайский район Харьковской области.
Машинотракторную станции при железнодорожной станции Лихачево было принято решение построить 15 августа 1929 года, с выделением для усадьбы 30 десятин земли2. Харьковский окрисполком 3 марта 1930 года рекомендовал дать ей имя товарища Постышева3, однако позднее она называлась просто Лихачевская МТС. Начало строительства МТС пришлось на декабрь 1929 года, а уже 18 марта 1930 года Лихачевская МТС получила задачу обрабатывать 17356 десятин пашни в 16 населенных пунктах и 16 артелях. Тогда в ней работали: директор, заместитель директора, 3 агронома, старший механик, 9 старших рулевых, 129 рулевых и 16 агроуполномоченных. К началу работы в МТС было 8 тракторов, 45 плугов, 26 букеров, 58 сеялок, 150 борон «зигзаг», 95 культиваторов4.
В том же 1930 году на МТС поступили 42 новых трактора «Fordson», который начали производить в Соединенных Штатах Америки в 1917 году. Это был очень дешевый, маленький и простой 20-сильный трактор, который реализовывался через автомобильную дилерскую сеть Форда. С 1921 по 1927 годы СССР закупил 25 тысяч таких тракторов, и в 1927 году они составляли 85% тракторного парка Советского Союза. Ещё 36 000 единиц тракторов «Fordson» было выпущено в Ленинграде на заводе «Красный путиловец» по американской лицензии с 1924 по 1931 год, но под именем «Фордзон-Путиловец». Вторым вариантом трактора, который также производили по лицензии в Ленинграде, мог быть также американский трактор «Универсал». В дальнейшем на Лихачевскую и соседние Берецкую и Беляевскую МТС поставляли трактора, выпущенные на Харьковском тракторном заводе.
Гусеничный трактор производства Харьковского тракторного завода ХТЗ НАТИ
К 22 июня 1930 года МТС обслуживала 23 колхоза и артели на площади 8000 га, производя вспашку, культивацию, боронование, посевы. При МТС в том же 1930 году открыли клуб, библиотеку и столовую.
Помимо обслуживания артелей и колхозов Алексеевского района, Лихачевская МТС стала, по сути, ещё и учебным заведением, где ежегодно обучались более 200 трактористов, счетоводов и других специалистов для сельского хозяйства. Помимо этого на курсах каждый год готовились более 300 человек других необходимых профессий.
Немецкая оккупация бывшего Алексеевского района началась 20 октября 1941 года, возобновить работу Лихачевской МТС оккупационным властям удалось только в июне 1942 года, когда эта территория оказалась в их глубоком тылу. Детализировать сведения за этот период пока не удалось, поскольку документальные источники утрачены. Когда на короткое время в феврале-марте 1943 года Алексеевский район был освобожден от нацистов, МТС работу прекратила, часть оборудования была вывезена немцами в Павлоград, туда же перебралось и руководство во главе с директором МТС Николаем Захаровичем Школой. Были эвакуированы немцами и работники МТС, особенно слесари и трактористы, да и вообще молодые мужчины. Это избавило их от призыва в ряды РККА.
Вернувшиеся в конце марта 1943 года немцы развернули на территории Харьковской области активную деятельность по подготовке к посевной кампании яровых культур. В Лихачевской МТС к тому времени не осталось ничего, кроме стен. Главным же для немецкой оккупационной власти было то, что они сохранили костяк рабочих и служащих из 30 человек, которых возглавил директор Пётр Васильевич Губарь, в прошлом рядовой тракторист с начальным образованием. Основу рабочих составляли слесари, комбайнеры и трактористы, которых дополняли кузнец, плотники, столяры, чернорабочие5. С началом полевых работ штат трактористов увеличился, добавились и бригадиры.
В среднем работники МТС получали по 500-600 рублей в месяц деньгами и паек. Например, в мае - по одному печеному хлебу, а также по несколько килограммов проса и кукурузы. С началом полевых работ большинству работников МТС полагался усиленный паек, особенно тем, кто работал на мощных тракторах и добивался больших объемов выработки. Ещё одним заработком было начисление трудодней, по которым работники МТС получали определенное количество зерна по окончании уборки, но вот успели ли они его получить - неизвестно.
После возобновления работы МТС в апреле 1943 года оказалось, что мелкого инструмента катастрофически не хватает. Слесари в буквальном смысле слова воодушевлённые их востребованностью на квалифицированной работе, сами делали комплекты ключей, изготавливали плашки и метчики, собирали инструменты, кто из своих запасов, кто приобретал за деньги. Слесарь Губарь, например, предоставил плоскогубцы, у гражданина Мальцева были куплены тиски, у неизвестного лица - ручная дрель. Каждая деталь или инструмент принималась слесарем или мастером под расписку.
В первые же недели работы стало прибывать оборудование и станки из Павлограда. 23 апреля 1943 года на ж. д. станцию Лихачево прибыли плуги для Лихачевской МТС, а позднее новенькие немецкие культиваторы. График продвижения поезда с культиваторами из Харькова показывает, что их получили не только в поселке Лихачево, но и на других станциях. Общее же число полученных в области немецких культиваторов достигало 600 единиц.
В начале мая 1943 года на МТС уже было 19 тракторов, из которых находились в ремонте восемь машин. Трактора были исключительно гусеничные: марки ЧТЗ С-60 ? 14 машин, ещё четыре гусеничных ХТЗ НАТИ и ещё один гусеничный ХТЗ-Т2Г. Процент изношенности машин в основном был около 20%, но позднее стали поступать на Лихачевскую МТС и колесные трактора старых моделей СХТЗ 15/30 и «Универсал-2», изношенность которых была 80%. Любопытно, что на довоенных советских тракторах не было электростартеров, все они заводились ручной рукояткой. По распоряжению оккупационных властей на тяжелые трактора ЧТЗ «Сталинец» моделей С-60 и С-65 делались попытки установить электростартеры. К сожалению, не уточняется, какие именно и с какой техники.
Дизельный трактор Челябинского тракторного завода «Сталинец» С-65
Помимо тракторов в МТС вернулись семь комбайнов: «Коммунар» - четыре машины и три машины - «Сталинец», правда с изношенностью до 90%, их ремонт стоил невероятных усилий. Был и один автомобиль ГАЗ-АА (полуторка), но также требующая ремонта. Из сельскохозяйственных орудий на МТС имелись девять культиваторов, пять плугов К412Д и один 3-х корпусной плуг, два лущильника 725П, 2 молотарки МО9006.
Прицепной комбайн «Коммунар» и колесный трактор СХТЗ 15/30
Ремонт, который производили на МТС проверялся окружным управлением. Техник этого управления, немец Шверен, мог лично приехать с проверкой ремонта техники или двигателя. Его требования аккуратности и чистоте в работах подтверждались жестокими взысканиями и штрафами. Для эффективности своих методов Шверен циркулярно рассылал по всем МТС Харьковской области результаты своих проверок, чтобы его меры воздействия и требования получили наибольшее распространение.
Прицепной комбайн «Сталинец» и дизельный трактор «Сталинец» ЧТЗ С-60
Топливо для Лихачевской МТС поступало через Алексеевскую комендатуру, они же контролировали его расход. Этот контроль, очевидно, был весьма жестким и многоуровневым, но в то же время и обременительным для руководства - ведь топлива использовалось несколько видов, количество техники росло, как и число работников. На каждую машину и виды работ отводилось особое его количество и ответственный за его использование. Вот в июле 1943 года было отпущено: бензина 604+16 кг, тракторного масла 18481 кг, дизельного топлива 11133 кг, а моторного масла 1615 кг7. Большее количество пошло на уборочную и вспашку, а кроме этого, на промывку деталей при ремонте и другие сельхозработы.
В июле 1943 года на Лихачевской МТС уже было 28 тракторов. Больше всего гусеничных ЧТЗ С-60 - 12 машин; С-65 - одна машина, ХТЗ НАТИ - пять машин, четыре колесные машины «Универсал-2», а также колесных СХТЗ 15/30 - шесть машин. Увеличилось и число комбайнов: «Коммунар» - девять машин и «Сталинец» - четыре машины.
Лихачевская МТС обслуживала 27 бывших колхозов Алексеевского района, ставших общественными хозяйствами. Они, кстати, сохранили свои прежние наименования, которые у них было до войны. По всей видимости для оккупационных властей это не имело ровным счетом никакого значения, возможно они планировали вернуться к этому позднее. Так по Алексеевской сельской управе мы видим общины «Путь коммунизма», «15-летия РККА», «Луч новой жизни», «8-е марта», «Парижская коммуна», «Червоные казаки»; по Сивашской сельской управе - «Карла Маркса»; по Дмитриевской сельской управе - «им. Ворошилова»; по Верхне-Орельской сельской управе - «Червоний Шлях», «им. Кирова», «12-річчя Жовтня»; по Ржавской сельской управы - «имени Ленина», «7-го съезда советов»8. Документация велась на украинском и русском языке, но для окружного управления дублировалась и на немецком языке.
Часть тракторов из Лихачевской МТС поступали в общины Алексеевского района по акту о полной исправности, и на них работали свои трактористы. Правда, акт о полной исправности ещё не гарантировал того, что трактор не выйдет из строя. Как пример можно взять гусеничный трактор ХТЗ НАТИ, который 1-7 августа 1943 года работал на культивации пара в общине «имени Ворошилова». За эти дни он обработал 53 га земли, израсходовал 309 кг керосина, 13 кг автола и 3 кг бензина. Два тракториста работали в целом 50 часов, одни сутки они были заняты полностью ремонтом, и еще неизвестное число часов ремонтировали трактор в другой день.
Предложение главного агронома Алексеевской районной управы директору Лихачевской МТС о выдаче магнето трактора ХТЗ для бывшего колхоза «15 лет РККА», 20 апреля 1943 года
Более или менее работали без поломок комбайны. Так, на уборке озимой пшеницы и озимой ржи в общине «12-річчя Жовтня» комбайн «Коммунар» с 1 по 20 августа 1943 года скосил урожай на площади 132 га, затратив на это 610 кг солярки и 181 кг масла без простоев на ремонт.
Прошение из общественного хозяйства «имени Ворошилова» Дмитровской сельской управы к директору Лихачевской МТС о выдаче им двух плугов для работы, 11 августа 1943 года
Лихачевская МТС и общины Алексеевского района успели убрать до окончательного освобождения от нацистов ранние зерновые. Подсолнух и кукурузу они будут убирать уже в прежнем статусе колхозов, но уже все в ручную, поскольку немецкие оккупационные власти эвакуировали не только оборудование и станки с МТС, но и все трактора, комбайны, с\х орудия с МТС и общественных хозяйств. Был вывезен и весь урожай. Эвакуация проходила достаточно быстро, основное оборудование и технику вывезли 28-29 августа 1943 года. Из-за недостатка пустых вагонов 1 сентября 1943 года на эшелон загрузили только 12 двух корпусных плугов и 12 жаток9. На следующий день на эшелоны загрузили 79 культиваторов, 10 жаток самоскидок, семь сенокосилок, 76 плугов. 3 сентября 1943 года загружено 62 культиватора, семь жаток-самоскидок, 120 плугов. Таким образом, освобожденная 16 сентября 1943 года территория Алексеевского района осталась ни с чем.
1 Государственный архив Харьковской области, далее ГАХО. ФР. 1573, оп. 1, ед. хр. 65. – Л. 19.
2ГАХО. ФР. 845, оп. 3, ед. хр. 21143. – Л. 252.
3ГАХО. ФР. 845, оп. 3, ед. хр. 2934. – Л. 114.
4ГАХО. ФР. 845, оп. 3, ед. хр. 3209. – Лл. 91-98.
5ГАХО ФР. 3047, оп. 1, ед. хр. 3. – Л. 1.
6ГАХО ФР. 3047, оп. 1, ед. хр. 8. – Л. 31.
7ГАХО ФР. 3047, оп. 1, ед. хр. 7. – Л. 11.
8ГАХО ФР. 3047, оп. 1, ед. хр. 5. – Л. 15.
9ГАХО ФР. 3047, оп. 1, ед. хр. 6. – Л. 7.