В работах одного из крупнейших современных исследователей истории украинского казачества XVII-XVIII вв. Тараса Васильевича Чухлиба значительное внимание уделяется вопросу рассмотрения личности украинских гетманов, в том числе гетмана входившей в состав России Левобережной Украины Ивана Самойловича (годы гетманства: 1672-1687 гг.). Отдельные проблемы и вопросы, связанные с деятельностью и личностными качествами этого гетмана и его деятельностью в период гетманства рассматриваются в целом ряде книг и статей Т. В. Чухлиба1. Освещение именно этих аспектов в работах украинского историка будет рассмотрено далее.

   По поводу года рождения И. Самойловича Т.В. Чухлиб в 2000 г., на страницах «Історії України в особах» сделал предположение, что тот родился в 30-х гг. XVII в. При этом автор не привел каких либо доказательств в пользу собственного  утверждения2. В новейшей работе, посвящённой гетманам, исследователь, не ссылаясь ни на источники, ни на историографию, приводит уже иную дату – 1620 г.3. Позволим себе не согласиться с обеими датировками. В нашей монографии посвященной И. Самойловичу мы уже высказывали предположение о том, что датой его рождения мог быть 1642 г.4. Как представляется, данный вопрос требует уточнения, а позиция уважаемого нами украинского ученого более детального обоснования.

  2015 09 07 chuchlib

   

   Вопросы, связанные с продвижением интересующей нас исторической фигуры по карьерной лестнице вплоть до его избрания гетманом, равно как и большинство аспектов внутриполитической его деятельности находятся на периферии внимания историка. Притом, исследователь справедливо отметил, что именно в период гетманства И. Самойловича формы политических институтов Войска Запорожского сформировались в том виде, в котором они оставались почти без изменений следующие 100 лет. Не вызывает сомнений и другое утверждение Т. В. Чухлиба, что  и во многом благодаря помощи, которую гетман Самойлович предоставлял церкви, культура, образование, в частности Киево-Могилянский коллегиум, переживали расцвет5. Это очень ценная мысль. В современной украинской историографии есть много работ, посвящённых деятельности Ивана Мазепы в качестве мецената и покровителя церкви и различных деятелей культуры6, в то время как подобная деятельность И. Самойловича изучена украинскими историками весьма слабо7.  

   2015 09 07 chuchlib2

   Более пристально исследователь рассмотрел внешнеполитическую деятельность И. Самойловича. Как пишет Т.В. Чухлиб, поскольку российские власти ценили осведомлённость украинской старшины в вопросах о состоянии дел в Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европе, то они постоянно обращались в Батурин за советами и консультациями по различным вопросам. Последние прежде всего были связанны с внешней политикой Российского государства на западном и южном направлениях. По мнению исследователя, со своей стороны, И. Самойлович,  пытался направлять международную деятельность Москвы в необходимом для Украины направлении. Его главной целью при этом объединение Правобережной и Левобережной Украины под своей властью8. Это вполне справедливое утверждение. Действительно И. Самойлович стремился, особенно в последние годы своего гетманства, любой ценой объединить Украину. Это неминуемо делало его враждебным по отношению к Речи Посполитой, целью которой в 1670-1680-е гг. было получение полного контроля над всей Правобережной Украиной.

   В своих работах украинский казаковед кратко описал походы объединённого русско-украинского войска под руководством воеводы Григория Григорьевича Ромодановского и гетмана Самойловича против гетмана Правобережной Украины Петра Дорофеевича Дорошенко в 1674-1676 гг.  При этом, главный упор при изложении этих  событий, Т. В. Чухлиб также делал на подчеркивании стремления Самойловича к объединению украинских земель под своей булавой9. Подобным же образом исследователь рассмотрел деятельность гетмана в период русско-турецкой войны 1676-1681 гг., преимущественно сосредоточившись на его переписке с Москвой10. Историком был сделан важный вывод о том, что роль Ивана Самойловича в отражении турецко-татарских походов на Чигирин в 1677-1678 гг. была довольно значительна. В 1677 г. он смог сформировать в Чигирине достаточно большой гарнизон для отпора осаждавшим его османам, а в кампании 1678 г. проявил полководческий талант, переиграл турецких командующих стратегически11.

   2015 09 07 chuchlib3

   Описывая так называемый «сгон», то есть насильственное переселения жителей Правобережной Украины на левый берег Днепра в 1678-1679 гг., которое совершали войска под командованием   сына гетмана, наказным гетманом Семёном Самойловичем и переяславским воеводой Леонтием Романовичем Неплюевым, исследователь ограничился констатацией, что именно этот эпизод деятельности гетмана наиболее негативно оценивается современными украинскими историками12. Как представляется, «сгон» был прямым следствием борьбы И. Самойловича за объединение земель украинской Гетманщины под своей булавой: это был действенный способ лишить конкурентов на Правобережной Украине, в частности, Юрия Хмельницкого, людских ресурсов. Такими же соображениями гетман руководствовался и после окончания русско-турецкой войны, в 1680-х гг., когда запрещал переход подвластным ему жителям Войска Запорожского на правый берег Днепра под угрозой наказания вплоть до смертной казни. Это, безусловно, не снимает с И. Самойловича части ответственности за запустение Правобережной Украины в 1670-1680-х гг. До определённой степени оправданием гетману может служить то, что он надеялся на скорое утверждение собственной власти на землях по правому берегу Днепра при помощи России. Это, в свою очередь, позволило бы приступить к восстановлению указанных территорий.

   Т.В. Чухлиб также обратил внимание на деятельность И. Самойловича, способствовавшую заключению Бахчисарайского мира (1681 г.), который завершил русско-турецкую войну 1676-1681 г. При этом, исследователь солидаризировался с точкой зрения Вячеслава Станиславского. Согласно с выводами последнего указанный мирный договор был успехом «гетманской администрации», а сам «лівобережний гетьман І. Самойлович, по суті, був його творцем»13. Не отрицая значительной роли гетмана Левобережной Украины в подготовке Бахчисарайского мира, стоит отметить, что он был лишь одним из его творцов наряду с целым рядом деятелей из окружения царя Фёдора Алексеевича и руководством Посольского приказа.

   Позицию И. Самойловича в отношении русско-польского Вечного мира 1686 г. Т.В. Чухлиб рассмотрел сквозь призму предложенной им концепции «поливассалитетного подданства», которая предполагает одновременную ориентацию украинских гетманов на подданство сразу двум, а то и трём монархам с целью сохранения и укрепления украинской государственности14. Исследователь стремится доказать, что И. Самойлович не был исключением и стремился объединить украинские земли не только при помощи России, но и Османской империи с Крымским ханством15.

   Так, по версии Т.В. Чухлиба, невозможность получить под свою булаву Правобережную Украину при помощи России подтолкнула гетмана к тайным контактам с Крымским ханством. Историк полагает, что гетман тайно от Москвы отправлял своих представителей в Крымское ханство в 1684 г. Доказательство, которое приводится в работах Т.В. Чухлиба, следующее: «8 квітня 1684 р. лівобережний гетьман наказував полковнику І. Новицькому: «...хочемо, щоб про виправу цих посланих (до кримського хана. – Т.Ч.) мало хто відав»16. При этом автор ссылается на «лист» И.С. Самойловича к компанейскому полковнику Илье Новицкому, опубликованный в V томе «Актов, относящихся к историиЗападной России», в котором указана дата не 8 апреля, а 8 мая 1684 г. 17 Поскольку Т.В. Чухлиб никак не объяснил представленную у него датировку документа, буду исходить из того, что он допустил опечатку.

   Указанное доказательство существования, по версии исследователя, тайных от Москвы контактов И. Самойловича с Крымским ханством, как представляется, не выдерживает критики. Во-первых, в самом документе, на который ссылается Т.В. Чухлиб, не содержит указания, что гетман приказывал полковнику скрывать отправку своих представителей в Крым от российских царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Более того, И. Самойлович сообщил И. Новицкому, что уведомил российских царей Иоанна и Петра Алексеевичей о приезде в Батурин и последовавшем отъезде крымского гонца18. Возникает также вопрос, на который нет ответа в работах Т.В. Чухлиба: если бы гетман хотел скрыть от российского правительства отправку своих представителей в Крым, то зачем ему сообщать в Москву о приезде крымского гонца?

   Во-вторых, 19 марта 1684 г. И. Самойлович отправил в Москву гонца Илью Сербина с письмами к нему крымского хана Хаджи Гирея и крымского визиря Батыр-аги, а также со своим «листом» к российским царям, в котором сообщал о приезде крымского гонца и просил об указе относительно отправки гетманских посланцев в Крым19. Причём необходимость отправки именно гетманских, а не царских представителей в Бахчисарай была обусловлена соответствующей просьбой крымского хана20.

   Можно предположить, что И. Самойлович, как минимум, 2 раза отправлял своих представителей в Крым. Первый раз – вероятно, в первой декаде апреля (И. Сербин доехал до Москвы 27 марта, где собравшаяся 28 марта боярская дума оперативно рассмотрела ответ гетману21, ещё 8-10 дней ушло у И. Сербина на обратный путь в Батурин). Второй раз – вначале мая, после того, как 9 апреля в Москве были написаны царские грамоты к крымскому хану и турецкому султану, которые было предписано передать гетманскому посланнику в Москве Афанасию Дорофееву для отправки к И. Самойловичу22. «Лист» И. Самойловича к И. Новицкому предположительно связан со второй отправкой гетманских представителей к хану. Возможен и другой вариант – была только одна отправка гетманских представителей в начале мая, сразу с царскими грамотами.

   Секретность же отправки упомянутых послов была связана с тем, что на переговорах с ханом гетманские представители должны были поставить вопрос о передаче в состав России и, соответственно, под гетманскую булаву земель на Правобережной Украине между Днепром и Днестром23. Если бы об этих переговорах стало известно в Речи Посполитой, то это бы серьёзно осложнило российско-польские переговоры о «вечном» мире, поскольку Варшава считала эти земли своими.

   В качестве ещё одного доказательства, якобы, имевших место контактов И. Самойловича с Крымом втайне от Москвы украинский исследователь привёл заявления польских официальных лиц, выдвигавших соответствующие обвинения против гетмана после заключения между Речью Посполитой и Россией Вечного мира 1686 г. 24. Однако эти обвинения не были секретом для Москвы. В частности, на переговорах о ратификации договора о Вечном мире, проходивших в декабре 1686 г. во Львове, российские дипломаты были вынуждены на них отвечать польской стороне25. Более того, о контактах И. Самойловича с крымским ханом после подписания договора о Вечном мире российские власти прекрасно знали. Как справедливо отметил современный российский историк Кирилл Кочегаров, Москва, с одной стороны, стремилась в рамках отношений с крымским ханом реализовать собственные интересы. Возможно, даже речь шла о протекторате Москвы над ханством. С другой стороны, царскому правительству было необходимо как можно дольше сохранить подготовку к походу в Крым втайне от Бахчисарая26.

   Т.В. Чухлиб также полагает, что несанкционированные Москвой контакты гетмана с Варшавой подтверждают его приверженность идее «поливассалитетного подданства». Ссылаясь на варшавский архив, он привёл цитаты из «Пунктов от Самойловича гетмана», направленных польскому королю Яну III Собескому. В частности, исследователь пишет, что гетман призывал польского короля оставить Правобережную Украину под его властью, и в этом, якобы, проявилась традиция служения сразу двум монархам: «Він аргументував це тим, що «та праця наша (війна з турками і татарами. — Т. Ч.) не за однією Їх Ц. П. В. (царською пресвітлою величністю. — Т. Ч.) Російською монархією…, але й для захисту країв Корони польської». У цих словах гетьмана проглядається давня традиція «служіння» відразу обом монархам»27. Притом, в приведённой Т.В. Чухлибом цитате не используется понятие «служение» (или, скажем, «подданство») применительно к польскому королю или одновременно к королю и царю. То же самое можно сказать и про «лист» И. Самойловича к Яну III Собескому от 31 мая 1686 г., из содержания которого становится очевидным, что гетман считал своими государями исключительно российских царей28.

   Кроме того, по мнению Т.В. Чухлиба, позиция И. Самойловича по вопросу о необходимости объединения Правобережной и Левобережной Украины стала одной из причин его отстранения от гетманства, а расхождением его позиций по внешнеполитическим вопросам с Москвой воспользовалась часть старшины, стремившаяся скомпрометировать гетмана в глазах центральной власти29. С этим выводом трудно не согласиться. Однако необходимо уточнить, что гетман именно с Россией связывал и надежды на объединение украинских земель под своей властью. В результате И. Самойлович, несмотря на своё негативное отношение к Вечному миру 1686 г., активно участвовал в руководстве русско-украинским войском в первом Крымском походе (1687 г.)30.

   В своей недавней работе Т.В. Чухлиб предложил ещё одно доказательство применимости к гетману И. Самойловичу теории «поливассалитетного подданства»: «Іван Самойлович хоча й притримувався протягом усього свого правління у 1672–1687 рр. зверхності царя, але наприкінці гетьманування був звинувачений у політичній зраді Москві»31. Однако может ли само по себе выдвижение обвинений считаться доказательством виновности? Кроме того, утверждения представителей старшины, написавших на гетмана донос, о том, что, якобы, гетман сознательно способствовал неудаче похода в интересах Крымского ханства, как представляется, не соответствовали действительности.

   Так, одним из важнейших доказательств «измены» гетмана авторы доноса назвали то, что он, якобы, приказывал жечь степи, через которые шло российско-украинское войско: «нехотячи цале пожаром тим запобегати, есть причиною и повелителем до випаленя полю ж»32. Однако когда ещё до подачи старшиной боярину В.В. Голицыну доноса на И. Самойловича Москва потребовала от гетмана наказать виновных в якобы имевшем место поджоге степей, тот отказался это делать33. Если бы гетман действительно организовывал поджоги, то зачем ему было упускать такой удобный случай отвести от себя подозрения? Так же и другие доказательства, содержащиеся в доносе, не выдерживают критики34.

   Подводя итог, стоит отметить, что Т.В. Чухлиб сделал в своих работах целый ряд ценных выводов, касающихся деятельности гетмана И. Самойловича, которые способствуют уточнению понимания роли личности гетмана, как в украинской истории, так и в истории русско-украинских отношений. Исследователь наиболее подробно рассмотрел внешнеполитическую деятельность гетмана, важнейшие элементы которой он объяснил при помощи концепции «поливассалитетного подданства». Как указано выше, не могут считаться неоспоримыми доказательства возможности применения к деятельности И. Самойловича указанной концепции, и особенно, существования его тайных от Москвы контактов с Крымом. Концепция, справедливая в отношении целого ряда других украинских гетманов, скажем, П.Д. Дорошенко, как представляется, нуждается в уточнении в отношении И. Самойловича. В роли такого уточнения могла бы выступить гипотеза ad hoc, которая объясняла бы то, что этот гетман все 15 лет своего гетманства придерживался подданства российским царям. Конечно, возможен и другой путь – представление историком научному сообществу новых доказательств или более детальное обоснование справедливости старых утверждений Т.В. Чухлиба о, якобы, имевших место тайных от Москвы контактов И. Самойловича с Крымским ханством.

  

   Александр Сергеевич Алмазов – кандидат исторических наук, доцент кафедры источниковедения и специальных исторических дисциплин исторического факультета Государственного академического университета гуманитарных наук (г. Москва, РФ). Исследует украинско-русские взаимоотношения второй половины XVII века, историю гетманства Ивана Самойловича.

  

  

1 Чухліб Т. Іван Самойлович // Історія України в особах. Козаччина. — Київ, 2000; Чухліб Т.В. Особливості зовнішньої політики І. Самойловича та проблема міжнародного становища Українського гетьманату в 1672-1686 рр. // Український історичний журнал. — 2005. — № 2; Чухліб Т.В. Гетьмани і монархи. Українська держава в міжнародних відносинах 1648-1714 рр. — Київ; Нью-Йорк, 2003; Чухліб Т. Шлях до Полтави: Україна і Росія за доби гетьмана Мазепи. — Київ, 2008; Чухліб Т.В. Козаки і монархи. Міжнародні відносини ранньомодерної Української держави 1648-1714 рр. — Київ, 2009;. Чухліб Т.В. Козаки і яничари. Україна у християнсько-мусульманських війнах 1500-1700 рр. — Київ, 2010; Чухліб Т.В. Іван Самойлович (1620 - 1690 рр.) // Чухліб Т.В. Гетьмани України – Русі. — Донецьк, 2013. — С. 153-166; Чухліб Т.В. Політика гетьмана Івана Самойловича щодо Великого князівства Литовського: територіальний спір та його дипломатичне відлуння // Україна і Велике князівство Литовське в XIV – XVIII ст.: політичні, економічні, міжнародні та соціокультурні відносини у загальноєвропейському вимірі. — Київ, 2013; Чухліб Т. Полівасалітет як традиційна модель зовнішньої політики Українського гетьманату // Ранньомодерна Україна на перехресті цивілізацій. — Київ, 2014; Чухліб Т.В. «…Татар немає чого боятися, бо татари нам не вороги»: особливості політичних відносин Українського гетьманату з Кримським ханством // Крим від античності до сьогодення: Історичні студії. — Київ, 2014.

2 Чухліб Т. Іван Самойлович // Історія України в особах. Козаччина. — С. 162.

3 Чухліб Т.В. Іван Самойлович (1620 - 1690 рр.) // Чухліб Т.В. Гетьмани України – Русі. — С. 153.

4 См. подробнее: Алмазов А.С. Политический портрет украинского гетмана Ивана Самойловича в контексте русско-украинских отношений (1672-1687 гг.). — М., 2012. — С. 30.

5 Чухліб Т. Іван Самойлович // Історія України в особах. Козаччина. — С. 169-170.

6 См., например: Андрусяк М. Гетьман Мазепа як культурний діяч // Андрусяк М., Маланюк Є. Іван Мазепа як культурний діяч. Illustrissimus dominus Mazepa (ясновельможний пан Мазепа) – тло і постать. — Київ, 1991; Кагамлик С. Українські гетьмані і Києво-Печерська лавра // Українська козацька держава: витоки та шляхи історичного розвитку. — Київ, 1995; Павленко С.О. Іван Мазепа як будівничий української культури. — Київ, 2005.

7 Один из немногих примеров – этот вопрос рассмотрел в своей статье Л.Г. Мельник: Мельник Л. Гетьман Іван Самойлович // Київська старовина. — 1996 — № 2 — С. 80.

8  Чухліб Т.В. Гетьмани і монархи... — С. 292; Чухліб Т.В. Особливості зовнішньої політики І. Самойловича... — С. 50.

9 Чухліб Т.В. Особливості зовнішньої політики І. Самойловича... — № 2. — С. 51-52; Чухліб Т.В. Козаки і монархи... — С. 354-355.

10 Чухліб Т.В. Особливості зовнішньої політики І. Самойловича... — С. 53-54; Чухліб Т.В. Козаки і монархи… — С. 355-356.

11 Чухліб Т. Іван Самойлович // Історія України в особах. Козаччина. — С. 164.

12 Чухліб Т.В. Особливості зовнішньої політики І. Самойловича... — № 2. — С. 55; Чухліб Т.В. Козаки і монархи… — С. 356-357.

13 Чухліб Т.В. Особливості зовнішньої політики І. Самойловича... — 2005. — № 2. — С. 56; Чухліб Т.В. Козаки і монархи... — С. 357.

14 См. подробнее про поливассалитет, например: Чухліб Т. Полівасалітет як традиційна модель... — С. 87-95.

15 Чухліб Т.В. Козаки і яничари…— С. 360.

16 Чухліб Т.В. Гетьмани і монархи... — С. 299; Чухліб Т.В. Особливості зовнішньої політики І. Самойловича... — С. 60; Чухліб Т.В. Козаки і монархи... — С. 361.

17 Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. — Т. V. — СПб, 1853. — № 146. — С. 176.

18 Там же.

19 Российский государственный архив древних актов (далее – РГАДА). — Ф. 123. Сношения России с Крымом. — Оп. 1. — 1684 г. — Ед. хр. 14. — Л. 1-21.

20 Там же. Л. 3.

21 Там же. Л. 26-29. Гетман И. Самойлович просил Москву рассмотреть вопрос как можно быстрее, чтобы он мог скорее ответить хану. Спешка была связана с тем, что гетман опасался в противном случае обострения отношений с Крымом. Там могли решить, что крымский гонец снова, как и его прдшественник, подвергся нападению запорожцев. См.: Там же. Л. 4.

22 РГАДА. — Ф. 123. Сношения России с Крымом. — Оп. 1. — 1684 г. — Ед. хр. 14. — Л. 31-74.

23 Там же. Л. 27.

24 Чухліб Т.В. Козаки і монархи… — С. 366; Чухліб Т.В. Козаки і яничари... — С. 359.

25 Кочегаров К.А. Речь Посполитая и Россия в 1680-1686 годах. Заключение договора о Вечном мире. — М., 2008. — С. 442-443.

26 Там же. С. 397, 403, 405-406.

27 Чухліб Т.В. Козаки і монархи... — С. 365; Чухліб Т.В. Козаки і яничари... — С. 358.

28 Эварницкий Д.И. Источники по истории запорожских козаков. — Т. I. — СПб., 1903. — № IX. — С. 27-30.

29 Чухліб Т.В. Особливості зовнішньої політики І. Самойловича... — № 2. — С. 64; Чухліб Т. Шлях до Полтави… — С. 68-69;  Чухліб Т.В. Козаки і монархи… — С. 366.

30 См. подробнее: Алмазов А.С. Указ. соч. — С. 163-167.

31 Чухліб Т. Полівасалітет як традиційна модель... — С. 93.

32 Цит. по: Яковлева Т.Ґ. Донос старшини на І. Самойловича: аналіз першоджерела // Український історичний журнал — 2006 — № 4. — С. 194.

33 РГАДА. Ф. 123. Сношения России с Крымом. — Оп. 1. — 1687 г. — Ед. хр. 2. — Л. 250, 263-266.

34 См. подробнее: Алмазов А.С. Указ. соч. — С. 220, 222.