Анна Мазаник. Преодолевая советскую традицию: историческая урбанистика в России и «культурный поворот»

Одной из наиболее заметных тенденций в американских и европейских гуманитарных исследованиях последних трех десятилетий стало повышенное внимание к культуре и культурной истории. Это явление часто называют «культурным поворотом» (cultural turn). В российскую академическую среду теоретические подходы, связанные с «культурным поворотом», проникали довольно медленно, в силу длительной ее оторванности от мировой. В целом, среди российских историков «новая культурная история» в настоящий момент занимает достаточно маргинальные позиции, существенно уступая политической и социальной истории. Однако историческая урбанистика, прежде всего, история российских городов XIX и ХХ веков, демонстрирует тенденции, во многом аналогичные «культурному повороту», хотя и со своей особой спецификой.

Историография города в России в последние годы переживает небывалый подъем, выразившийся во многих десятках статей и кандидатских диссертаций и, в меньшей степени, монографий. В данной статье я упоминаю лишь некоторые, наиболее важные, интересные или часто цитируемые публикации по городской проблематике, но указанные тенденции характерны для гораздо более широкого круга работ.

Изучение городской жизни стимулировалось, во-первых, ростом городов и реконструкцией городской среды, а во-вторых, неизменным в последние десятилетия вниманием к проблеме становления гражданского общества, степени его развития и характеру взаимоотношениям с государственной властью. Поиск элементов гражданского общества, в свою очередь, тесно связан с поиском среднего класса как его основы. Изучение идентичностей горожан стало важной составляющей дискуссий о российской буржуазии, среднем классе и гражданском обществе1.

Этот поиск гражданского общества, средних классов, буржуазии выразился в большом внимании к последним предреволюционным десятилетиям. Период конца XIX − начала ХХ века концептуализируется как своеобразный золотой век российской буржуазной культуры, тесно связанной с общей проблемой модерности и модернизации в России. Образ жизни, мировоззрение и политические взгляды, увлечения, досуг, жилье, костюм, популярная культура, повседневные практики горожан, как и городские пространства, в которых эти практики реализуются, становятся важным предметом исследований2.

Новые тенденции в развитии российской урбанистики охватывали не только тематику и проблематику работ, но и само восприятие города и подходы к его изучению. С конца 1980-х годов на смену образу города как центра управления, торговли и индустриализации или объекта государственных реформ (и, соответственно, социально-экономических и политико-юридических подходов к его изучению) приходит понимание города как «социального организма» со своей особой душой, как «историко-культурного феномена», как генератора и выразителя культуры, носителя определенных культурных традиций, локуса «социокультурной среды» и «социокультурного опыта».

Важным фактором, вызвавшим «культурный поворот» в историческом знании в западной академической среде, стало взаимодействие историков и антропологов, выразившееся, например, в заимствовании историками более широкого антропологического понимания культуры, включавшего не только высокую культуру, но и повседневные практики, ритуалы, обычаи, весь уклад жизни. Другим проявлением взаимодействия с антропологией стало развитие жанра микроистории. Как отмечал Питер Бёрк, антропология предлагала альтернативную модель исследования, в которой глубокое изучение отдельных сообществ оставляло место для культурных интерпретаций и позволяло показать «лица в толпе», избегая социального или экономического детерминизма3. Интерес к микроистории был реакцией, с одной стороны, на канонический гранд-нарратив прогрессивного развития западной цивилизации, а с другой стороны, на доминирующий тип социально-экономической истории, которая стремилась к обобщениям, часто игнорируя разнообразие или особенности локальных культур. Новый интерес к локальной культуре для мировой исторической урбанистики означал смену вектора развития, во многом способствуя ее утверждению как отдельной исторической субдисциплины с особыми теоретическими ресурсами и проблематикой.

В российской исторической урбанистике причины изменений также были связаны с разочарованием в существовавшем гранд-нарративе, с той разницей, что в своем советском варианте он был значительно уже, конкретнее и выборочнее нарратива западного. Мэйнстрим советской историографии рассматривал город как место зарождения и развития капиталистических отношений, показывая на примере истории российских городов действенность теории о смене формаций4. Приоритетными направлениями исследований были социально-экономические и демографические процессы, развитие промышленности, градообразование, некоторые правовые аспекты формирования городского общества, отношения между городом и деревней, крестьянская миграция и т. п. Городская культура в узком понимании традиционно изучалась искусствоведами. Работы М. Бахтина и А. Гуревича, с их культурными интерпретациями общественной жизни, наложили отпечаток на советских историков-медиевистов, однако, в силу слабых связей между различными областями гуманитарного знания, они имели ограниченное влияние на исследователей, занимавшихся историей российских и советских городов.

Несомненно, перемены, связанные с перестройкой и распадом Советского Союза, возможность активно участвовать в международных конференциях, стажироваться за границей, взаимодействовать с зарубежными или эмигрировавшими коллегами, читать работы иностранных историков, в частности, их русскоязычные статьи в сборниках с участием (или под редакцией) российских авторов5 открыли новые горизонты для отечественных исследователей. Однако качественные изменения в российской исторической урбанистике во многом имели свои локальные корни. Влияние зарубежных теоретиков и практиков «новой культурной истории», за некоторым исключением, было косвенным, опосредованным, что вызвано, в частности, ограниченной доступностью их работ в России, особенно за пределами Москва и Петербурга, недостатком переводов, языковым барьером и традиционно слабым вниманием к западной историографии в российской университетской системе.

Скорее, интерес к городской культуре стимулировался исчезновением навязанного идеологического фильтра при выборе темы потенциального исследования и естественным стремлением разрабатывать не изученные ранее направления; в этом ключе ознакомление с новыми подходами зарубежной историографии оказалось исключительно ценным подспорьем в исследованиях по данной проблематике, но не инициатором их. Прямые ссылки на работы современных зарубежных авторов и обсуждение их аналитического вклада в историческую урбанистику и изучение городской культуры достаточно редко встречаются в текстах отечественных историков и в настоящее время. Восприятие западного «культурного поворота» было косвенным и неартикулированным, возможно, даже неосознанным. Теоретики «новой культурной истории» и зарубежные урбанисты пока не утвердились в пантеоне авторитетов для российских исследователей истории городов, которые далеко не всегда вписывают свои работы в мировой историографический контекст.

В поисках новых подходов к изучению городской культуры российские историки часто обращались не к зарубежным, а к отечественным авторам, которые не относились к основному руслу советской историографии. Идеи о ключевой роли культуры для осмысления истории, хотя и вытесненные на периферию исторического знания марксистским экономическим детерминизмом, существовали в советском академическом мире еще с 1920-х годов, времени расцвета петербургской школы краеведения, развившегося в русле ностальгических попыток запечатлеть исчезающую, как казалось, «душу Петербурга» и петербургской культуры6. С конца 1980-х годов отечественные историки заново открыли для себя работы петербургских краеведов И. М. Гревса и Н. П. Анциферова, ставившие в центр исторического исследования процесс развития культуры в ее целостности, средоточием которого является город7. Так, И. М. Гревс писал: «Она [культура] и составляет собственный предмет истории в ее целом. Она же – целокупная культура − открывает путь для развития самосознания, а оттуда и самодеятельности края и вручает необходимый элемент для познания страны (родиноведения), а потом всей земли: − Культура, мир человека, развитие его в личности и обществе, во всех сферах жизни, внешней и внутренней, в труде, деятельности и ее плодах, в мысли, сознании, его мотивах и построениях»8. При этом город – выразитель культуры − воспринимается как целостный организм, индивидуальность со своей особой коллективной психикой9.  Как отмечала А. А. Сундиева в предисловии к изданию материалов конференции 1992 г., посвященной провинциальному городу и городской культуре: «Объединяет всех [участников конференции] общая задача выявления места и функций провинциальной культуры в русской культуре, поиск адекватных предмету путей постижения, интерес к методологическим новациям зарубежных и отечественных культурологов 20-х гг. нашего века. Именно в это время город стал объектом философского осмысления как явления культуры. Редкий автор не цитирует О. Шпенглера или М. Вебера, Н. П. Анциферова, Н. К. Пиксанова или И. М. Гревса. И не просто цитирует, а отчасти опирается на их методологию, использует соответствующую терминологию: “душа города”, “переживание городского пространства”, “целокупность восприятия” и пр.»10.

Популярность среди российских историков таких авторов, как Вебер и Шпенглер, к которым можно добавить также классических немецких философов или представителей Школы Анналов, неслучайна. В условиях разрушения определенной, причем достаточно жесткой, историографической парадигмы поиск новый ориентиров идет в том поле, которое ранее оставалось за ее границами, но при этом было доступно и обладало некоторым потенциалом авторитета. До недавнего времени мало известные и почти недоступные в России (и тем более на русском языке) работы «новых культурных историков» не входили в это поле и потому имели ограниченное влияние, оставляя возможность для, в некотором роде, действительно «новационного» обращения к авторам 1920-х гг.

Важным источником вдохновения, помимо работ 1920-х гг., стали культурологические и философские подходы к изучению городской культуры, и в частности, работы семиологов московско-тартусской школы, прежде всего, концепция семиосферы и тексты, посвященные городскому пространству11. В своей статье «Символика Петербурга» Ю. М. Лотман дал определение города, которое стало во многом основополагающим для российских культурологов и историков городской культуры: «Город, как сложный семиотический организм, генератор культуры, может выполнять эту функцию только потому, что представляет собой котел текстов и кодов, разноустроенных и гетерогенных, принадлежащих разным языкам и разным уровням. Именно принципиальный семиотический полиглотизм любого города делает его полем разнообразных и в других условиях невозможных семиотических коллизий»12.

В качестве альтернативы традиционному историческому подходу к городу, культурологически-философский подход означал изучение города как феномена культуры, как особой культурно-смысловой метаструктуры, как культурного текста, предполагал осмысление метафизики города, его архетипов, мифов, его культурного языка, символики и семиозиса. По словам культуролога И. В. Кондакова, необходимо увидеть взаимосвязь этих двух подходов − исторического («социодинамического») и феноменологического – к изучению городской культуры, т. к. «между ними существует зависимость, не исчерпывающаяся социокультурным детерминизмом, понимаемым как порождение материальным – духовного и социально-экономическим – культурного, но и подразумевающая влияние ментальных структур общества на образование его социальных институтов, духовной атмосферы на экономическую и политическую жизнь, культурных представлений на самоорганизацию общества на всех уровнях его строения»13.

Очевидно, что подобная интерпретация городской культуры через синтез двух этих подходов во многом близка идеям «новой культурной истории». На практике, правда, два этих подхода – исторический и феноменологический – редко синтезируются и продолжают существовать автономно, даже в пределах одной книги14.

Важным результатом обращения историков к раннесоветскому краеведению, культурологии, философии и, в некоторой степени, этнографии стало расширенное значение понятия «культуры», видение культуры как определяющего фактора в жизни общества и признание необходимости целостного, комплексного, системного подхода к ее исследованию. Это расширенное понимание культуры также означало ее диверсификацию, осознание ее разнородности, многоукладности. Л. В. Кошман в своей монографии по истории жизни дореволюционного провинциального города воспринимает культуру как сочетание субкультур различных социальных групп, при этом город видится автору средоточением этой многоликой культуры, синтезирующей в себе креативность и традиционность15.

Понятие культуры в материальной сфере сближается с понятием быта, а в нематериальной – с понятием ментальности, охватывая весь спектр человеческих практик, ритуалов, обычаев, мировоззрения. Само слово «культура» начинает использоваться для обозначения все более широкого круга понятий − «культурные нормы», «культурное наследие», «культура привязанности к месту обитания», «политическая культура»16. Исследователи-урбанисты увидели в культуре важный путь к осмыслению и интерпретации разных сторон жизни общества. «Понятие город, − отмечал А. Гольц, − наиболее сложно, и приблизиться к его пониманию можно, преодолев сначала более общие, абстрактные понятия и прежде всего культуру. Культура является как бы главным ключом для входа в осмысленный мир урбанизации и города»17.

Широкое понимание культуры заставило историков обратить внимание не только на ее формирование и воспроизводство, но и на восприятие, потребление культуры, что также перекликается с проблематикой «новой культурной истории». Если традиционное изучение «высокой культуры», особенно в рамках искусствоведческого подхода, фокусировалось на ее создании и создателях, «целостный подход» к исследованию культуры предполагает, что потребление ее определенных продуктов и ценностей, локально созданных или заимствованных, их адаптация и интерпретация имеют не меньшее значение для понимания культуры определенного сообщества. По словам Л. В. Кошман, «при всей важности “культурных вершин” не только их производство, но и распределение, потребление культурных ценностей становятся социально-значимым фактом, представляя культурно-творческий аспект общественной жизни»18.

Осознание многоукладности, гетерогенности культуры, диссонанса между официальной и неофициальной культурой, между производством, регулированием и потреблением культуры было особенно существенно для понимания советского общества. С одной стороны, рассматривая официально насаждаемые культурные нормы, исследователи обратились к проблеме «культурности» как воспитательной стратегии советского режима, особенно в городах19. Не менее важными представлялись и исследование формально не закрепленных норм, ценностей и практик повседневности, существовавших параллельно и вопреки нормам официальным. «Правила такого рода − отмечала в своей монографии о повседневности довоенного советского Ленинграда Н. Б. Лебина, − составляют основы ментальности населения, в свою очередь тесно связанной со стилем его повседневной жизни. Поведенческие стереотипы личности в значительной степени формируются под влиянием быта. И, в то же время, особенность и формы обычной  жизни человека являются выражением присущих ему социально-культурных ориентиров, восходящих к историческим устоям общества»20.

Интерес к «обычным жителям» и их повседневной культуре, быту становится важнейшей чертой российской исторической урбанистики. В новой интерпретации эти «обыватели» превращаются в полноценных акторов, которые формируют социокультурную среду города и влияют на нормы взаимоотношений в ней21. Одним из путей к реконструкции истории городского общества и средних слоев стало изучение городского самоуправления, ставящее в фокус исследователя гражданские инициативы, городскую публичную сферу, вопросы коллективных и индивидуальных идентичностей, соотношение между локальным и имперским, общественным и частным. Сами органы самоуправления также перестали быть институциональными и статистическими абстракциями благодаря анализу их сквозь призму коллективных и индивидуальных биографий, как, например, в монографии Л. Ф. Писарьковой, посвященной Московскому общественному управлению22.

Новые подходы и расширение источниковой базы, в том числе активное привлечение местных архивных фондов, использование в дополнение к традиционным нормативным или статистическим источникам документов личного происхождения, судебных материалов, жалоб, обращений, рекламных объявлений, фотографий, фольклора, этнографических данных, устной истории позволили наметить пути к реконструкции городского прошлого снизу вверх и выделить «отдельные голоса из хора». На смену видения истории русского города «как истории его преобразований со стороны верховной власти»23 приходит понимание ее как процесса самоорганизации общества, при этом город воспринимается и как продукт активности индивидов, и как самостоятельный субъект действия, который благодаря своим интеграционным и синтезирующим функциям в свою очередь воздействует на человека24.

Хотя мегаполисы традиционно находились в фокусе внимания исторической урбанистики, расширение понимания культуры и ее роли в жизни общества, интерес к «обычным горожанам», их идентичности, ценностям и повседневным практикам открыл новые возможности для изучения культуры малых городов, которая была слишком «провинциальной», «мещанской» в рамках традиционных подходов к (высокой) культуре. Небывалое внимание к российской провинции и попытки понимания и концептуализации феномена провинциального города стали характерными маркерами развития исторической урбанистики в XXI веке, выразившись в десятках конференций, посвященных этой тематике. В отличие от культуры мегаполисов, провинциальная культура характеризуется ограниченностью культурного пространства, большей гомогенностью, замкнутостью и привязанностью всего мироощущения к определенной территории. Однако в интерпретации современных исследователей провинциальная культура перестает быть инертной или отсталой − она не отвергает инноваций, но острее реагирует на них и ориентируется на сохранение и воспроизводство культуры, особенно в условиях кардинальных изменений25.

Необходимо отметить роль, которое приобретает понятие «пространство» для осмысления города и городской культуры, что отчасти связано с так называемым «пространственным поворотом» (spatial turn) в западных гуманитарных науках, включая культурную географию, когда пространство стало восприниматься не как объективная реальность, а как продукт социального конструирования и воображения. Редакторы сборника статей «Культуры городов Российской Империи» отмечают, что подход к городу как к пространству привлекает внимание многих авторов вошедших в сборник статей, как и в целом историков и социологов: «Городское пространство предстает как пространство овеществленное, материальное (здания, улицы, сады, площади). Однако нам предлагаются и карты города, нарисованные с помощью художественного восприятия и воображения: мы видим города неосуществленных планов, города воспоминаний, города мифов, воображаемые города, порожденные желаниями и страхами. Но во всех случаях город напоминает пестрое лоскутное одеяло, постоянно меняющее свои яркие цвета, это особое место, все время перемешивающее и искажающее экономические, культурные, социальные, политические, моральные, религиозные пространства»26.

В отечественных гуманитарных науках концептуализация пространства восходит также к семиотическим моделям Ю. М. Лотмана и его теории об экстерриториальных и центральных городах и роли периферии и пограничной зоны для культуры27. Кроме того, восприятие городского пространства как фактора, формирующего сознание людей, тесно связано с традициями русской литературы, влияние которой в российском интеллектуальном поле остается неизменно сильным вот уже второе столетие. Пространственные образы и модели их восприятия, созданные русской литературой и литературоведением, нашли свое отражение в некоторых краеведческих и культурологических работах по истории городов. Влияние литературной традиции особенно характерно для изучения Петербурга, где относительно недолгая городская история компенсируется обилием мифов и художественных интерпретаций, так что пространство и образ города строятся на этом переплетении реальности и вымысла28.

Наконец, не последнюю роль в стимулировании интереса к городскому пространству сыграли изменения механизма расселения, появление института собственности недвижимости, перерождение «псевдохозяина» в полноценного собственника и «возвращение уюта»29. Данные перемены привлекли внимание к путям создания городского пространства и вариантам его организации на различных уровнях (квартира, дом, двор, улица, район), его изменении с течением времени, его социальным функциям, ценности, в при этом многие авторы отмечают преемственность функций пространства несмотря на изменения в политической системе. Особый интерес в этом ключе приобретает проблема престижности, символической ценности, статуса территорий и путей их формирования30. «Престиж городских пространств, − пишет исследователь О. Е. Трущенко, − кроется не в их собственных превосходных свойствах, а в признанном господстве тех, кому они достаются в первую очередь или исключительно и чьи частные социальные представления о ценности городской среды принимаются всеми на веру как общезначимые»31. При таком подходе статус определенных городских пространств не зависит от объективных характеристик конкретных территорий, а социально конструируется через символику господства.

Готовность исследователей изучать различные аспекты истории города через призму культуры, таким образом, дала новый импульс развитию исторической урбанистики и во многом определила его направление. Безусловно, эти новые подходы к изучению города очень часто сочетаются с более привычными и подстраиваются под них, а методология исследований во многих работах остается довольно традиционной. Но в результате этого, хотя и поверхностного, «культурного поворота» образ модерного города значительно изменился по сравнению с тем, каким его рисовала советская историография. С одной стороны, город становится гораздо более многоликим, причем историки увидели не только разнообразие городских форм, но и гетерогенность тех, кто город населяет, и тех, кто определяет его развитие. На смену традиционному вертикальному подходу (сверху вниз) к формированию города, как советского, так и дореволюционного, приходит осознание многообразия акторов, формирующих городскую среду, и сложности связей между ними.

С другой стороны, если в советской историографии модерный город – это оплот классовых противоречий и борьбы, образ города, созданный пост-советскими историками, оказывается более гармоничным и цельным, несмотря на его многоликость. Городская культура, локализованная в замкнутом городском пространстве, является фактором, связывающим воедино разнородные элементы. Историческая перспектива и принятие гетерогенности города как характерной его черты позволяет по-новому взглянуть на городские конфликты, видя в них форму внутригородского взаимодействия и неотъемлемый элемент урбанизма. В интерпретации современных историков город перестает быть просто пассивным локусом определенных социальных, экономических или политических процессов. Он приобретает активную функцию, он влияет на горожан и таким образом формирует из их разнообразия, из множества субкультур единую, хотя и не однородную, социокультурную среду.


Анна Мазаник − историк, Центрально-Европейский университет.

Предыдущая версия данной статьи была опубликована как: Мазаник А. В. Культурный поворот и российская историческая урбанистика // Прошлый век / Под ред. А. И. Миллерa. − Москва: ИНИОН РАН, 2013. − с. 223−240.

 


 

  1. Ульянова Г. Н. Благотворительность московских предпринимателей, 1860−1914. − М.: Изд-во Московского городского объединения архивов, 1999. – 510 с.; Предпринимательство и городская культура в России. 1861−1914 / Под ред. У. Брумфилда, Б. В. Ананьича, Ю. А. Петрова. − М.: Три квадрата, 2002. – 311 с.; Петров Ю. А. Московская буржуазия в начале XX века: предпринимательство и политика. − М.: Изд-во Московского городского объединения архивов, 2002. − 436 с.; Купеческая Москва: образы ушедшей российской буржуазии / Отв. ред. Д. Уэст и Ю. А. Петров. − М.: РОССПЭН, 2007. − 246 с.
  2. Москва рубежа XIX и XX столетий: Взгляд в прошлое издалека / Ред. П. Ильин и Б. Рубл. − М.: РОССПЭН, 2004. − 302 с.; Российская провинция: среда, культура, социум: очерки истории города Дмитрова, конец XVIII − ХХ век / Отв. ред. Э. Шулепова. − М.: URSS; КомКнига, 2006. − 456 с.; Купеческая Москва: образы ушедшей российской буржуазии; Хмельницкая И. Б. Спортивные общества и досуг в столичном городе начала XX века. Петербург и Москва. – М.: Новый Хронограф, 2011. − 336 с.; Юхнева Е. Д. Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта. − М.; СПб.: Центрполиграф; МиМ-Дельта, 2008. − 361 с.; Культуры городов Российской империи на рубеже XIX−XX веков: (материалы международного коллоквиума, Санкт-Петербург, 14−17 июня 2004 года) / Отв. ред. Б. И. Колоницкий и М. Стейнеберг. − СПб.: Европейский Дом, 2009. − 427 с.
  3. Burke P. What is cultural history? − Cambridge, U.K.: Polity Press, 2004. − p. 43.
  4. Середа Н. В. Современная историографическая ситуация и проблемы изучения русского города // Экономика, управление, демография городов Европейской России XV−XVIII вв. Материалы научной конференции 18−21 февраля 1999 г. / Ред. И. Г. Серегина и Н. В. Середа. − Тверь: Б/и, 1999. − с. 24.
  5. Город и горожане в России XX века. Материалы российско-французского семинара, 28−29 сентября 2000 г. − СПб.: Контрфорс, 2001. − 124 c.; Жилище в России: век ХХ. Архитектура и социальная история / Ред. У. Брумфилд и Б. Рубл. – М.: Три квадрата, 2002. − 192 с.; Купеческая Москва: образы ушедшей российской буржуазии; Культуры городов Российской империи на рубеже XIX−XX веков.
  6. Лурье Л. Я., Кобак А. В. Записки о смысле петербургского краеведения // Аницеферовские чтения. Материалы и тезисы конференции (20−22 декабря 1989 г.). – Ленинград, 1989. – с. 74−75.
  7. Кошман Л. В. Город и городская жизнь в России XIX столетия: социальные и культурные аспекты. − М.: РОССПЭН, 2008. − с. 15−17; Российская провинция: среда, культура, социум: очерки истории города Дмитрова, конец XVIII − ХХ век. − с. 9. См. также: Филимонов С. Б. Городоведение в работах краеведов 20-х гг. ХХ века // Экономика, управление, демография городов Европейской России XV−XVIII вв. − с. 20−23; Аницеферовские чтения. Материалы и тезисы конференции (20−22 декабря 1989 г.) / Под ред. А. И. Добкина, А. В. Кобака. – Ленинград: Ленинградское отделение Сов. фонда культуры, 1989. − 192 с.
  8. Гревс И. М. Развитие культуры в краведческом исследовании (Глава из неопубликованной книги) // Анциферовские чтения. Материалы и тезисы конференции (20−22 декабря 1989 г.). − с. 29.
  9. Анциферовы Н. и Т. Город как выразитель сменяющихся культур. Картины и характеристики. – Ленинград: Брокгауз и Эфрон, 1926. − с. 3−5; Анциферов Н. П. Проблемы урбанизма в русской художественной литературе: опыт построения образа города − Петербурга Достоевского − на основе анализа литературных традиций. − М.: Изд-во ИМЛИ РАН, 2009. – с. 12−21; Гревс И. М. Развитие культуры в краведческом исследовании. − с. 35.
  10. Провинциальный город: культурные традиции, история и современность / Отв. ред. А. А. Сундиева. – М.: Эйдос, 2000. – с. 3
  11. Город как социокультурное явление исторического процесса / Отв. ред. Э. В. Сайко. – М.: Наука, 1995. – 352 с.; Анциферовские чтения. Материалы и тезисы конференции (20−22 декабря 1989 г.); Кошман Л. В. Город и городская жизнь в России XIX столетия: социальные и культурные аспекты. − М.: РОССПЭН, 2008. − 446 с.
  12. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. – М.: Языки русской культуры, 1999 – с. 282.
  13. Кондаков И. В. Феноменология города в русской культуре // Урбанизация в формировании социокультурного пространства / Отв. ред. Э. В. Сайко. – М.: Наука, 1999. – с. 189.
  14. Город как социокультурное явление исторического процесса; Город и искусство. Субъекты социокультурного диалога / Отв. ред. Э. В. Сайко. – М.: Наука, 1996. − 286 с.; Урбанизация в формировании социокультурного пространства / Отв. ред. Э. В. Сайко. – М.: Наука, 1999. – 286 с. См. также: Многомерность повседневной культуры России XX века: кризис и инверсии полиэтнического города / Под ред. И. Л. Сиротина. − Саранск: Б/и, 2009. − 158 с.
  15. Кошман Л. В. Город и городская жизнь в России XIX столетия. − с. 8−13.
  16. Российская провинция: среда, культура, социум. − с. 6.
  17. Гольц Г. А. Проблемы духовной сферы города в систематике и основных направлениях урбанистики // Город и искусство. Субъекты социокультурного диалога. − . с. 72.
  18. Кошман Л. В. Город и городская жизнь в России XIX столетия. − с. 7.
  19. Волков В. В. Концепция культурности, 1935−1938 годы: советская цивилизация и повседневность сталинского времени // Социологический журнал. − 1996. − № 1−2. − с. 194−213; Обертрайс Ю. Культурные петербуржцы и ленинградцы – городское измерение «культурности» // Культуры городов Российской империи на рубеже XIX–XX веков. – с. 46–57; Российская провинция: Среда, культура, социум: Очерки истории города; Лебина Н. Б. О пользе игры в бисер. Микроистория как метод изучения норм и аномалий советской повседневности 20−30-х годов // Нормы и ценности повседневной жизни: Становление социалистического образа жизни в России, 1920−1930-е годы / Ред. Т. Вихавайнен. − СПб: Журнал «Нева», 2000. – с. 9−26.
  20. Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии 1920−1930 годы. − СПб.: Журнал «Нева»; Летний сад, 1999. − с. 12.
  21. Российская провинция: среда, культура, социум. − с. 11.
  22. Писарькова Л. Ф. Городские реформы в России и Московская дума. − М.: Новый хронограф; АИРО-XXI, 2010. − 735 с.
  23. Культуры городов Российской империи на рубеже XIX−XX веков: (материалы международного коллоквиума, Санкт-Петербург, 14−17 июня 2004 года) / Отв. ред. Б. И. Колоницкий и М. Стейнеберг. − СПб.: Европейский Дом, 2009. − с. 191.
  24. Город и искусство. Субъекты социокультурного диалога. − с. 3; Российская провинция: среда, культура, социум. − с. 4, 11.
  25. Российская провинция: среда, культура, социум; Провинциальный город: культурные традиции, история и современность / Отв. ред. А. А. Сундиева. – М.: Эйдос, 2000. – 166 с.
  26. Культуры городов Российской империи на рубеже XIX−XX веков. − с. 9.
  27. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. – с. 163−192, 275−295.
  28. Анциферовские чтения. Материалы и тезисы конференции (20−22 декабря 1989 г.); Город как социокультурное явление исторического процесса; Анциферов Н. П. Проблемы урбанизма в русской художественной литературе: опыт построения образа города − Петербурга Достоевского − на основе анализа литературных традиций. − М.: Изд-во ИМЛИ РАН, 2009. – 581 с.
  29. Жилище в России: век ХХ. Архитектура и социальная история / Ред. У. Брумфилд и Б. Рубл. – М.: Три квадрата, 2002. − с. 185.
  30. Лебина Н. Б. Петроград-Ленинград 1920−30-х годов: этапы социально-пространственной сегрегации / Город и горожане в России XX века. − с. 58−67; Трущенко О. Е. Престиж центра. Городская социальная сегрегация в Москве. − М.: Socio-Logos, 1995. – 109 c.; Губин Д. В., Лурье Л. Я., Порошин И. Реальный Петербург: О городе с точки зрения недвижимости и о недвижимости с точки зрения истории. − СПб.: Лимбус Пресс, 1999. − 284 с.; Юхнева Е. Д. Петербургские доходные дома.
  31. Трущенко О. Е. Престиж центра. Городская социальная сегрегация в Москве. − с. 12.