Человек эпохи модерна изначально представлялся как активный творческий субъект, бунтарь и диссидент. Однако массовое общество неизбежно рождало фигуру конформиста, которому, согласно словарному определению, свойственны «некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам, установкам и пропагандистским клише», а также «отсутствие индивидуальности, стандартность, манипулируемость, консерватизм».
Советские люди, по идее, должны были исповедовать одну веру и жить по строгим «нормам», «кодексам» и «уставам». Несколько поколений людей были вынуждены обустраивать свою жизнь, имея в виду эту идею, вырабатывая формы отношения к ней. Можно назвать полюса подобного отношения: открыто выраженное инакомыслие – полное приятие предложенной идеологии и подчинение ей своего повседневного существования. Но даже поверхностный взгляд на повседневную жизнь советских людей показывает, что между полюсами существовал целый спектр стратегий и тактик приспособления, различных форм их проявления, обоснований как своего, так и чужого поведения. Следы этого мы находим в языке, бытовых практиках советского времени, различных видах искусства.
Традиционно сложилось так, что конформизм, противопоставленный критицизму, заведомо оценивается как негативный и либералами, и революционерами, и «застойными» советскими идеологами. При том что именно конформисты создают основу социального согласия, необходимого для функционирования общества.
На наш взгляд, назрела необходимость рассмотреть советский конформизм в широкой исторической перспективе. Мы предлагаем провести серию междисциплинарных семинаров, посвященных этой проблеме.
Осознавая всю широту проблемы, на первом семинаре мы предлагаем обсудить общие вопросы, связанные с анализом природы советского конформизма, конкретизируя предмет исследования через рассмотрение практик участников советского художественного процесса:
- «конформизм», «соглашательство», «приспособленчество», «толерантность», «адаптация»: социолингвистический анализ понятий;
- коллаборационисты – конформисты – диссиденты в контексте проекта «модерн»; «западный» и отечественный варианты истории осмысления советского конформизма;
- специфика советского «производства» конформистов: адаптивные стратегии советских художников; практики согласия и сотрудничества с властью; практики уклонения, лавирования, поиски «ниши», «торга», обмена ресурсами разного рода и др.; проблема границы между официальным и неофициальным искусством, конформистами и нонконформистами;
- культурно-антропологический портрет советского художника, вписавшегося в советскую социальную, идеологическую и эстетическую систему; мифология и риторика советского конформизма и нонконформизма; конформисты - персонажи художественных текстов;
- эстетика и поэтика конформизма: язык примирения, согласия и солидарности; проблема включения текстов нонконформистских авторов в сферу открытого публичного пространства.
Для участия в семинаре необходимо до 1 марта 2012 г. направить заявку с указанием фамилии, имени, отчества, научной степени, звания, должности, организации, а также название и аннотацию доклада (до 200 слов).
Возможны очная и заочная форма участия в семинаре. Приглашения на семинар будут высланы дополнительно после рассмотрения заявок.
Заявки и аннотации докладов просим высылать по адресу:
sovconformism@gmail.com