2012-04-30-hirik-uvidet-soyuz-inacheВ историографии интеллектуальной истории украинского национал-коммунизма проблема федералистских проектов представителей политических течений, объединяемых этим определением, освещена очень слабо. В частности, это касается наиболее детализированных разработок сценария будущего объединения советских республик, которые можно обнаружить в идеологических документах Украинской Коммунистической Партии (боротьбистов). Так, в первом монографическом исследовании истории этой партии (1953 г.) бывший ее активист Иван Майстренко вообще практически не задевает вопросов идеологии УКП(б), лишь вскользь упоминая, что в области государственного строительства боротьбисты «выступали за полное равенство между Украиной и Россией»1, а после «прилива новой марксистской крови в партию2 [...] надеялись оживиться и вновь вступить в борьбу [...] за независимую коммунистическую Украину»3. Как видим, в своем труде он практически игнорирует федералистские планы боротьбистов, хотя и приводит в приложении к нему английский перевод текста Меморандума УКП(б) Исполнительному Комитету Третьего Интернационала, в котором идея создания в будущем всемирной федерации советских республик четко и недвусмысленно озвучена как одно из ключевых программных положений партии4.

Другой исследователь-эмигрант (Юрий Борис) обращает внимание лишь на раннюю стадию оформления боротьбистского федералистского проекта, озвученную боротьбистским Ревкомом в январе 1919 г. Целью его, по словам историка, было «создание Украинской Социалистической Федеративной Республики Крестьян и Рабочих5, которая бы вступила в союз с иными социалистическими республиками, включая Россию, а также установление диктатуры советов крестьянских, рабочих и солдатских депутатов»6.

Несколько большее внимание федералистским идеям боротьбистов уделяет известный американский украинист Джеймс Мейс. Историк отмечает, что в воззрениях боротьбистов «объединение с Советской Россией должно было основываться на принципе равенства, Советская Украина должна была стать украинской, результатом деятельности сил украинской революции и связанной с этими силами»7. Анализируя упомянутый выше Меморандум УКП (б) Исполкому Коминтерна, он пишет: «Боротьбисты верили, что особые социально-экономические и национальные условия Украины обуславливали потребность для нее стать отдельной независимой советской республикой, органически связанной со своим селом, равноправным членом будущей всемирной федерации советских республик»8.

Что касается современной украинской историографии, то те исследователи украинского национал-коммунизма, которые уделяли внимание деятельности УКП (боротьбистов), практически всегда упоминают об их федералистском проекте, однако не детализируют его особенностей, ограничиваясь теми же общими фразами, что и зарубежные ученые. В сорокастраничном разделе «Политическая доктрина боротьбизма» самого подробного исследования истории этой партии – защищенной в 1993 году кандидатской диссертации Елены Любовец – нашлось место лишь отдельным упоминаниям о том, что «принципиальное решение вопроса (о дальнейшем государственном устройстве Украины. – С.Г.) было заимствовано из программы бывшей УПСР, стоявшей на федералистических позициях»9. Затрагивая вскользь боротьбистскую идею построения «Всемирной социалистической федерации»,  исследовательница ни словом не упоминает ключевой документ УКП(б) по этому вопросу – рассматриваемый нами далее проект Конституции Федерации Советских Республик10, предложенный ее Зарубежным бюро11 Исполкому Коминтерна в августе 1919 г.12

Сам этот текст по своей форме и структуре схож с Договором о создании СССР от 30 декабря 1922 г., позднее продублированным в Конституции СССР 1924 г. Он состоит из трех разделов: «Об учреждении Федерации и ее составе», «О Федеративных органах», «Об актах Интернациональных Федеративных Органов», помимо этого, после них указано название IV раздела – «О флаге, гербе и печати Федерации», текст которого в проекте отсутствует.

Текст предложенного боротьбистами проекта Конституции федеративного советского государства, как и подписанный тремя годами позднее Договор о создании СССР,  посвящен прежде всего разграничению полномочий между республиканскими и общесоюзными органами власти. Естественно, в этом случае речь шла лишь о том, как видела будущее объединение одна из политических сил (пусть и довольно влиятельных на соответствующем этапе революции) одной из советских республик. В связи с этим, разграничение полномочий и описание принципов формирования будущего союзного государства не были столь подробными, как в союзном договоре 1922 г. Однако, различия в проработке деталей не мешают увидеть различия в принципах объединения советских республик, положенных в основу этих двух документов.

Одной из первых бросающейся в глаза особенностей боротьбистского проекта Конституции Федерации Советских Республик является четкое указание на этнографическое понимание «народов», объединяющихся в союз. Статья 4 этого документа гласит: «Вступление народов в состав Федерации Социалистических Советских Республик, а равно и пребывание в ее составе является исключительно актом свободной воли каждого осознающего свое этнографическое единство народа (курсив наш. – С.Г.), законно выраженной в постановлении полномочного С’езда Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов»13 и далее: «Каждый вступивший в состав Федерации народ сохраняет всю полноту принадлежащей ему власти в пределах своих этнографических границ» (статья 7)14, кроме того, этим проектом предусматривалось наделение федерального законодательного органа – Интернационального Федеративного Съезда Советов – исключительными полномочиями в области «установления этнографических границ советских республик» (статья 12, пункт „в”)15. Это внимание к этнографическому обоснованию существования республик и выделения образующих их народов (довольно проблематичное, если учитывать дисперсность проживания многих этнокультурных групп, что было более чем характерно для пространства бывшей Российской империи) перекликалось с исследованиями дореволюционных этнографов и бравших на вооружение результаты их исследований представителей национально-автономистских и федералистских движений16. Общеизвестно, что при создании СССР и дальнейшем разграничении входивших в его состав территорий учитывались результаты этнографических исследований, а многие национальные административно территориальные единицы создавались исключительно с целью институционализировать ранее открытые учеными «национальности» (в этническом понимании этого термина)17. При этом, в Договоре и Декларации о создании СССР этот этнографизм толкования понятия «народы республик» не прослеживается18.

Характерным является также то, что центр федерации согласно подготовленному УКП(б) документу получал заметно меньше полномочий. Так, к исключительному ведению центральных органов федерации19 относились лишь утверждения и изменения федеральной Конституции, общее руководство внешней политикой Федерации20, разрешение споров об определении этнографических границ республик, принятие в состав федерации новых членов и выхода из нее, установление организации военных сил членов федерации21, установление системы мер и весов, установление основ хозяйственного строительства, заведывание денежной системой, а также трудовое, уголовное и социальное законодательство (статья 12).

В противоположность этому, в Договоре о создании СССР общесоюзному центру были делегированы заметно большие полномочия, в том числе в вопросах, касающихся внутренней политики советских республик. Так, в отличие от предусматривавшейся боротьбистским проектом федерации, в СССР на всесоюзном уровне утверждался единый государственный бюджет, включавший в себя государственные бюджеты союзных республик (статья 1, пункт „л”). Кроме того, общесоюзный центр согласно Договору получал определенные (хоть и ограниченные) полномочия в сфере образования (статья 1, пункт „т”), а в видении УКП(б) оно была прерогативой исключительно самих республик, как и вообще область культурного строительства. В отличие от Договора о создании СССР, проект боротьбистов не предусматривал существования единого общесоюзного гражданства, судебной системы и статистических органов, относя эти сферы к области внутренней политики республик. Кроме того, в боротьбистском проекте отсутствовало упоминание об органах государственной безопасности (ОГПУ), полномочия которого в СССР в момент его основания получили конституционную санкцию благодаря включению раздела об этой структуре в Договор.

Кроме того, в Проекте Конституции Федерации Советских Республик детально расписана процедура выхода отдельных республик из состава объединения (статьи 9-10)22, а Договор о создании СССР ограничивается подтверждением права на выход вступивших в него республик (статья 4).

Исходя из этого анализа, мы можем придти к выводу о том, что будущая федерация советских республик в том виде, какой ей придавался в идеологии Украинской Коммунистической Партии (боротьбистов), представляла собой не федеративное государство в строгом смысле этого слова, как мы это видим в случае СССР23, а конфедеративное межгосударственное образование (особенно важны здесь отсутствие в их проекте упоминания об общефедеративном гражданстве и столице федерации). Это вполне закономерно, если учитывать время и обстоятельства появления рассматриваемого документа – лето 1919 года, период, когда вполне реальными казались перспективы начала революции в странах Центральной и Западной Европы. В таких условиях казалось необходимым выработать сценарий объединения советских республик, который стал бы привлекательным для народов вне границ бывшей Российской империи, а значит, предусматривавший предоставление бóльших полномочий составным частям федерации. В свою очередь, в принятых тремя годами позже Декларации и Договоре о создании СССР была учтена современная их подписанию внутри- и внешнеполитическая ситуация, в которой существовали советские республики.

 Цей текст було виголошено як доповідь на конференції «Конструируя "советское"? - 2012. Политическое сознание, повседневные практики, новые идентичности» (Європейський університет у Санкт-Петербурзі, Санкт-Петербург, 20-21 квітня 2012 р.).

 


 

  1. Maistrenko I. Borot’bism. A Chapter in the History of the Ukrainian Revolution / With a new introduction by Chris Ford. – Stuttgart: Ibidem-Verlag, 2007. – P.109.
  2. Имеется в виду слияние Украинской Партии Социалистов-Революционеров (коммунистов-боротьбистов) и Украинской Социал-Демократической Рабочей Партии (независимых левых) в Украинскую Коммунистическую Партию (боротьбистов), провозглашенное 6 августа 1919 г.
  3. Ibid. – P.140.
  4. Ibid. – P.283.
  5. Характерно, что на первом месте боротьбисты ставили крестьянств – УКП(б), в то время действовавшая как левое крыло УПСР, позиционировала себя прежде всего как партию сельськохозяйственного пролетариата.
  6. Borys J. The Sovietization of Ukraine, 1917-1923. The Communist Doctrine and Practice of National Self-Determination. – Edmonton: CIUS, 1980. – P. 266. Сравнить: Borys J. The Russian Communist Party and the Sovietization of Ukraine. A Study in the Communist Doctrine of the Self-Determination of Nations. – Stockholm, 1960. – P. 254.
  7. Mace J. Communism and the Dilemmas of National Liberation. National Communism in Soviet Ukraine, 1918-1933. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 1983. – P. 54.
  8. Ibid. – P. 56.
  9. Любовець О.М. Партія боротьбистів в українській революції 1917-1920 рр. Дис… канд. іст. наук. – К.: Київський університет ім. Т. Шевченка, 1993. – С. 78.
  10. Центральный государственный архив общественных объединений Украины (далее - ЦДАГОУ). – Ф.43. – Оп.1. – Д. 30. – Л. 33-34 об.
  11. Под таким названием действовало  представительство ЦК УКП (боротьбистов) при ИККИ  и ЦК РКП(б) в Москве.
  12. Этот документ был разработан в промежутке между 15 июня 1919 г. (день рассмотрения вопроса о будущем объединении советских республик во Всеукраинском ЦИК) и 28 августа (день подачи ЦК УКП(б) Меморандума к ИККИ, к которому был приложен и этот проект Конституции).
  13. ЦДАГОУ. – Ф.43. – Оп.1. – Д. 30. – Л. 33.
  14. Там же.
  15. Там же. Л.33 об.
  16. См. к примеру: Кадио Ж. Лаборатория империи: Россия/СССР, 1890-1940. – М.: Новое литературное обозрение, 2010. – С. 130-133 и др.
  17. См. Hirsch F. Empire of Nations: Ethnographic Knowledge and the Making of the Soviet Union. – Ithaca; London: Cornell University Press, 2005 (части I и II); Кадио Ж. Цит. соч. (главы 5 и 6).
  18. Слово «этнографический» в этих документах нигде не упоминается, однако утверждается, что «Союз этот является добровольным объединением равноправных народов» (Декларация об образовании Союза Советских Социалистических республик // Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории советской Конституции. – М.: Политиздат, 1987. – С. 265). Слова «народ» и «республика» в тексте этих документов либо идут рядом, либо употребляются в качестве ситуативных синонимов.
  19. Интернациональный Федеративный Съезд Советов, Интернациональный Федеративный Исполнительный Комитет, Интернациональные Федеративные Комиссариаты, Интернациональный Федеративный Суд.
  20. Договор о создании СССР предусматривал передачу всех полномочий в области внешней политики общесоюзному центру (Статья 1, пункты „а”, „е” и др.).
  21. Отметим, что такая формулировка предусматривала наличие собственных вооруженных сил отдельных республик, а не только общесоюзных, как мы можем это видеть в Договоре о создании СССР (статья 1, пункт „к”).
  22. ЦДАГОУ. – Ф.43. – Оп.1. – Д. 30. – Л. 33 об.
  23. Централизация управления хозяйством в СССР дает основания отдельным исследователям отрицать его федеративный характер, так, Терри Мартин пишет: «Она (советская национальная политика. – С.Г.) не предлагала федерацию, если в это понятие вкладывать нечто большее, чем просто формирование административных территорий в национальном духе» (Мартин Т. Империя положительной деятельности: Советский Союз как высшая форма империализма // Государство наций: Империя и национальное строительство в эпоху Ленина и Сталин. – М.: РОССПЭН, 2011. – С.98), однако здесь мы рассматриваем лишь формальное распределение полномочий между союзным центром и республиками, в соответствии с которым СССР, безусловно, был федерацией.

span style=

li style=