brunova irynaПоделюсь опытом участия в диалогах проекта «Україна активна: загоєння минулого» организации «Основы свободы», с которой сотрудничаю четвертый год в качестве эксперта по темам психологии социальной памяти в конфликтологических практиках.

Диалоги этого проекта проводились с 2012 г. в разных городах и регионах Украины в течение 4х дней каждый и с обязательным участием в каждом из них жителей разных регионов. Четыре дня диалога были ориентированы на то, чтобы участники смоли посмотреть на разные спорные исторические периоды и события через призму историй своих семей в рамках различным образом организованной коммуникации на эту тему. Тренинговые упражнения, лекции экспертов, выстраивание хронологии значимых для семейных историй участников событий – как личных, так и исторических, собственно диалог с историями, чувствами, переживаниями, демонстрация фотографий и артефактов семейного архива, взаимные интервью на тему переживания семьей историяческих событий, прогулки по историческим местам, улицам различных городов, просмотр фильмов – только часть того, что составляли диалоги по исцелению прошлого. И постоянные разговоры друг с другом.

2015 11 11 brunova konfliktolog

Многие участники потом говорили, насколько сильно эти встречи изменили их восприятие людей из других регионов Украины, насколько сделали более понятными источники установок и исторических смыслов, которые раньше вызывали лишь неприятие и отторжение.  Говорили о том, что диалог дает ту глубину понимания человеческой, личной перспективы переживания сложных и трагичных исторических событий, которую не дает никакая другая форма работы с историческим материалом не историку.

Я тоже не историк, но в работе с социальными конфликтами больших групп с идентичностями я часто сталкиваюсь с темой истории, как маркером «своих-чужих». Поэтому для меня история – это инструмент групповой дифференциации в конфликтных отношениях, где гораздо меньшую роль играет собственно историческая наука, чем история как социальная память на те или иные маркирующие группу события. Поэтому разговор с аудиторией я начинаю с вопроса о том, в каком виде перед нами предстает история и где мы ее можем найти, актуализируя, таким образом, все источники исторической памяти, мышления, восприятия, чувств, образов и смыслов. А затем рассказываю и показываю, в каких «местах» памяти хранится история в социальной психике и почему становится источником конфликтов.

Как и во время других диалогов, в этом люди имеют возможность за представителем группы с другой исторической памятью увидеть человека, слушавшего в детстве устную историю своих бабушек и дедушек, читавшего свой набор книг, смотревшего свой набор фильмов, а главное, переживающий свои чувства по поводу событий прошлого и их отражения в сегодняшнем дне. И тогда пикировка убеждениями или своими образами истории переходят во внимательное сопереживание каждого с каждым. Это не значит, что все участники вырабатывают какую-то одну общую оценку события, что в принципе довольно проблематично именно потому, что слишком разные переживания, собственно эмоциональная оценка, которая к тому же первична по отношению к интеллектуальной. Это значит, что участники перестают бояться спрашивать друг друга о причинах разных оценок исторических событий и личностей и это дает свободу и доверие говорить о совместном будущем.

Такой подход также развивает интерес к самым разным источникам исторического, периодам и местностям, к истории вообще. Она перестает быть воинственно защищаемым маркером сегодняшних «своих» и становится интереснейшим объектом изучения и объединения. Потому что история перестает быть плоской черно-белой страницей учебника или не всегда доступной для не историка научной статьей, а становится объемной, многослойной, творческой структурой, где есть место личности гражданина. В качестве одного из результатов диалогов были собраны два сборника устных историй. Один, состоящий из историй жителей Украины из разных областей, был издан в 2010г. в виде книги «Відпущення» (посмотреть книгу можно по адресу: http://issuu.com/f-4-f/docs/uahtp_book_web?e=3754123/2751339).

Второй сборник представляет собой видеозаписи историй крымчан, принадлежащих к разных этнокультурным группам и передвижная выставка кратких версий интервью с ними (больше о проекте: http://www.iofc.org/uk/crimea-live-history). Такие практики, вероятно, смогли бы сделать процесс декоммунизации во многом гораздо более плавным и устойчивым в смысле социальных отношений, социальных сетей доверия и социального капитала, которые так необходимы нашему обществу.