2014-08-25-chepaytene osnКонкретные сюжеты исторической памяти чаще всего актуализируются и активизируются либо как отражение рутинной официозной политики прошлого (например, при случае очередного наступающего юбилея какого-либо важного исторического события), либо в результате внутренних общественных сдвигов и перемен. Но иногда они оживают и приобретают новое значение и вследствие внешних обстоятельств. Так случилось и с основополагающим мифом современной Литвы.

     В истоках любого государства и общества стоит «миф о начале», о рождении. Как любой ребенок рождается в крови, так и государство-нация, за редкими исключениями, тоже рождается не без кровавой жертвы, сложенной на алтаре Свободы. В историческом каноне современной Литвы таким периодом стала эпоха распада СССР, унесшая не менее двух десятков жизней мирных граждан. Особенно январские события начала 1991 г. – почти год после провозглашения Литвой выхода из состава советской империи и подписания декларации о независимой Республики от 11 марта 1990 г. – были логическим следствием все обостряющейся ситуации. В начале января, при поддержке вооруженных сил СССР, внутренних войск МВД и сотрудников КГБ, ортодоксальная часть литовских коммунистов, которая не согласилась на выход КП ЛитССР из состава КПСС, объявленный в 1989 г., попыталась совершить государственный переворот и на мятежной окраине страны вернуть советскую власть. Позднее миф о том, что Литва стала первой из союзных республик, бросившей вызов «империи зла», прочно утвердится в историческом сознании литовского общества. Особо подчеркивалась всемирная историческая роль Литовской республики и принятых ней решений для распада Советского Союза и последовавшего «парада независимостей» на постсоветском пространстве. Трагедия 13 января сразу вызвала волну народных мемориальных практик, которые по сей день подкупают своей искренностью и простотой.

2014-08-25-chepaitene1

 

Народные мемориальные знаки в честь жертв 13 января у Телебашни Вильнюса, появившиеся сразу после трагедии

2014-08-25-chepaitene2

 

Кресты жертвам 13 янвяря и погибшим таможенникам в Медининкай у здания Литовского радио и телевидения

Тем временем официальные формы коммеморации в честь жертв несколько запаздывали. Например, главный памятник на месте трагедии у Вильнюсской телебашни был воздвигнут лишь спустя 14 лет после самого события. 

 2014-08-25-chepaitene3

   

Памятник защитникам свободы «Жертвоприношение» перед телебашней, скультор Д. Бражюнас, архитектор А. Асаускас, 2005 г. 

Миф этот является довольно этноцентричным, даже изоляционистским, и не принимает во внимание более широкий контекст событий тех бурных лет. Но если изменить оптику и посмотреть на хронологию событий, которые привели к распаду СССР, то получим более обширную картину: 

• Март 1985 г. – избрание М. Горбачева генеральным  секретарем КПСС. 

• Апрель 1986 г. – авария на Чернобыльской АС. 

• «Декабрьские события» 1986 г. в Алма-Ате – ранено более 1700 человек. 

• Январь 1987 г. – Пленум ЦК КПСС, объявивший перестройку – поворот к демократическим реформам. 

• 1987–1988 г. – начало Карабахского конфликта между Арменией и Азербайджаном. 

• Апрель 1988 г. – создание Народного фронта в поддержку перестройки Эстонии. 

• Июнь 1988 г. – создание Саюдиса (Движения в поддержку перестройки Литвы). 

• Октябрь 1988 г. – создание Народного фронта Латвии. 

• 9 апреля 1989 г. – «Тбилисские события» (спецоперация по разгону оппозиционного митинга, 19 погибших). 

• 23 августа 1989 г. – «Балтийский путь» – мирная акция к 50-летию со дня подписания пакта Молотова-Риббентропа (участвовало около 2 млн. человек, т.е. около 25% всего населения Балтийских республик). 

• Ноябрь 1989 г. – падение Берлинской стены. 

• Декабрь 1989 г. – выход КП ЛитССР из состава КПСС, тем самым разрушение однопартийной системы. 

• «Черный январь» 1990 г. – подавление советской армией политической оппозиции в Баку (погибло не менее 131 человека). 

• Февраль 1990 г. – массовые беспорядки в Душанбе (25 погибших). 

• Конец 1990 г. – 1991 г. – нападения ОМОНа на таможенные посты Латвии и Литвы. Расстрел таможенников в Медининкай (литовско-белорусское пограничье): 7 убитых, 1 выживший. 

• 11 марта 1990 г. – Литва объявляет о выходе из состава СССР и провозглашaет независимость. 

• «Январские события» 1991 г. в Вильнюсе: погибло 14 мирных граждан и 1 солдат группы «А» Службы ОДП 7 Управления КГБ СССР. 

• «Январские события» 1991 г. в Риге: 7 погибших. 

• «Августовский путч» 1991 г. в Москве. 

• 8 декабря 1991 г. – «Беловежские соглашения», распад СССР и создание СНГ. 

     Конечно, надо иметь в виду, что при информационной блокаде, пропагандистском искажении и селективном подходе к информации возможность оперативно и детально узнать о том, что в это же время происходило в других союзных республиках, особенно в географически отдаленных, была довольно ограничена. Составляя хронологию основных событий этого периода, я сама удивилась, что отнюдь не все вышеупомянутые случаи крупных протестных столкновений с властями были мне известны. Кстати, в новейшем синтезе истории «Саюдиса», написанном сотрудниками Института истории Литвы Ч. Лауринавичусом и В. Сирутавичусом, контекст описываемой истории тоже минимален, упомянуты лишь события, прямо связанные с Литвой… Но, пообщавшись с коллегами из Азербайджана и Армении, я была удивлена: оказывается, каждая из этих стран тоже себя считает «республикой, разрушившей империю зла», имея в виду конфликт за Нагорный Карабах, который начался в 1987 г. и заморожен по сей день. Оказалось, схожий миф лежит в основе не только Литвы, хотя она, действительно, первой объявила о выходе из состава СССР, больше чем на год раньше всех остальных ныне независимых государств. Действительно, было бы интересно сравнить и проанализировать, какой основополагающий миф о начале лежит в основе национального гранд-нарратива каждой из бывших 15 союзных республик…

     Хотя этот сюжет, благодаря артефактам, памятникам и названиям улиц остается довольно ощутимой частью современного символического городского ландшафта Вильнюса, и каждый год в эти дни проходят официальные мероприятия и церемонии, но со временем память об эпохе «поющей революции», естественно, стала затушевываться. Несмотря на повторяемость мемориальных практик, призванных ее укрепить и продлить, парадоксально, эта память стала все более рутинной и малоактуальной. И хотя для многих жителей старшего поколения эпоха распада СССР остается фактом их личной памяти и пережитого опыта, для молодежи, родившейся уже в независимой Литве, в большинстве это лишь картинка в учебнике истории.

 2014-08-25-chepaitene4

    Мемориал «Баррикады» у литовского Парламента, архитекторы К. Киселюс, А. Дрингелис, 2007 г.

Но несколько недавних событий внутренней жизни страны и особенно международной арены внезапно стали импульсом для актуализации вышеупомянутого периода. Среди этих событий – избрание в 2009 г. Президентом страны Дали Грибаускайте, в официальной биографии которой оппоненты и критики скоро после ее победы на выборах нашли несколько странных «белых пятен», связанных именно с «переходным» периодом. Попытки покопаться в прошлом нынешнего Президента, особенно поднимая вопрос об обстоятельствах ее работы научным секретарем Высшей партийной школы уже после декларации независимости Литвы, вплоть до лета 1991 г., как и последовавшие странные виражи ее карьеры, вызвали довольно странную ответную реакцию. Президент, вместо того, чтобы объясниться, попыталась всеми ей доступными способами пресечь и закрыть эту тему. Самый скандальный случай произошел в конце 2012 г., когда известная журналистка Рута Янутене, сделавшая телепередачу о тех самых странных пробелах в биографии Президента, в которой, в частности, намекалось и на то, что Грибаускайте могла сотрудничать с советскими спецслужбами, сразу же потеряла работу на ТВ-канале, а анонсированная накануне передача так и не вышла в эфир. (Кстати, комиссия по журналистской этике позднее отвергла обвинения телеканала в неэтичности данной передачи и объявила ее профессионально корректной, а суд признал решение телекомпании об увольнении журналиста и закрытии ее авторской передачи незаконным и присудил журналистке солидную денежную компенсацию). За это время она уже успела подробнее покопаться в архивах, переговорить со свидетелями и написать биографию Президента под названием «Красная Даля», где прямо указала на след КГБ в ее судьбе. Книгу эту политический истеблишмент встретил гробовой тишиной, а широкая публика смаковала детали и догадки до того скрытой истории родни и успешной коммунистической карьеры будущего Президента. Но в основном эти открывшиеся факты и догадки оказались актуальными лишь для части общества и не особо повредили традиционно высоким рейтингам Грибаускайте.

     Хотя этот случай можно считать типичным примером внутриполитической борьбы с поиском компромата, но в действительности Грибаускайте стала первым руководителем, чья лояльность касательно государства так последовательно ставилась под сомнение ее критиками. В одном интервью она все-таки была вынуждена как-то отреагировать на эти косвенные и явные обвинения, заявив, что в эпоху национального возрождения, дескать, «вела свою маленькую войну», толком не пояснив, что имеет в виду.

     Но более важным тут мне видится другой импульс нынешнего возрождения вышеупомянутого «мифа о начале» – украинские события 2013-2014 гг., начало которым было положено именно в Вильнюсе, когда на саммите ЕС В. Янукович вдруг отказался подписывать договор об Ассоциации. В Украине ныне появляющаяся самостоятельная форма социума, готового взять в свои руки ответственность за судьбу страны, «с низов» рождающаяся демократия и бескомпромиссное отвержение типичной лжи и лицемерия обыденной политической жизни когда-то существовали и у нас.

     Некоторое время тому назад в джунглях Facebook'а набрела на такой пост: «посмотрите, пожалуйста, как наши братишки поют гимн наших двоюродных братьев». И, нажав на указанный линк, увидела, как латышский хор в языческих одеяниях с усердием запел «Ще не вмерла України...» Откуда, скажите, это, кажется, само собой разумеющееся чувство родства? Литва и Украина в своей истории три раза были в общем государстве – Великом Княжестве Литовском (с 1569 г., после Люблинской унии – в Речи Посполитой Обоих Народов), царской и советской империях. С тех времен осталось для четырех наций почти одинаково звучащее dziękuję, дзякуй, дякую, dėkoju. Путешествуя по Украине, можно найти немало важных для литовцев мест – замки в Луцке, Каменец-Подольском, в Кременце и т.д., следы боевой славы в Хотине, наследие церковной унии – греко-католическую веру, такую живую и аутентичную в западной части страны и т.д. В Национальном музее истории в Киеве эпоха литовских князей корректно отображена рядом с другими периодами прошлого Украины. Уже стало привычным сравнивать Львов и Вильнюс как два прекрасные примера центальноевропейского барокко... А знатоки истории антисоветского сопротивления вспомнят о послевоенных контактах и взаимопомощи литовских «лесных братьев» и борцов УПА. Украина поддержала нас и в неспокойные дни начала 1991 г., когда по Вильнюсу свободно разъезжали советские танки. В свою очередь Президент Валдас Адамкус успешно посредничал при решении кризиса во время Помаранчевой революции 2004 г.

     Поэтому и во время событий зимы этого года – «второго Майдана», старшее поколение сразу же начало сравнивать начинающуюся в Киеве революцию с эпохой нашего «Саюдиса» 25 лет тому назад, опознав в ней что-то очень знакомое и близкое – особую и исключительную атмосферу духовного подъема и национального единения, такую необычную в нынешние времена прагматизма и цинизма.

     Только этим можно объяснить и глубокую неподдельную симпатию, моральную солидарность и материальную поддержку литовского общества нынешней Украине. Подчеркиваю, общества, а не властвующих политиков, долго пыхтевших на месте, прежде чем поддержать чью-либо позицию (Президент в самые тревожные дни Майдана даже, было, заявила, что, дескать, обе стороны конфликта одинаково виноваты...). Наши политики прежде всего были склонны использовать эти события во внутриполитической борьбе, особенно в контексте приближающихся в мае президентских и европарламентских выборов. Этим, скорее всего, можно объяснить и выделение госсредств на лечение в Литве раненых майдановцев.

     Нынешний эмоциональный резонанс с Украиной можно объяснить несколькими причинами (для сравнения, такой поддержки, охватившей даже провинциальные города, не было даже во время войны в Грузии в 2008 г., когда литовская общественность тоже сочувствовала и активно помогала грузинским беженцам). Прежде всего, это угроза со стороны общего внешнего агрессора, что наличествовало и во время русско-грузинского конфликта. Второе (а в случае Майдана – первое по значению) – это борьба со всеобъемлющей системой властной коррупции, за которой стоит масштабное подавление гражданского общества через постоянное сужение поля демократического действия и гражданских прав, принятие выгодных лишь привилегированным группам законов и положений, и, параллельно, массовое оболванивание населения при помощи услужливых СМИ. Все признаки вышеупомянутого публичные интеллектуалы видят и в нашем обществе, эта тенденция склонна усиливаться, и это действительно настораживает…

     Характерно, что симпатия и поддержка украинцев приобретает когда-то активно использовавшиеся формы, взятые из арсенала прибалтийской «поющей революции» 1990-х. Например, «живая цепь» от Представительства Еврокомиссии до Посольства Украины, созданная 25-го января 2014 г., явно напоминала Балтийский путь.

2014-08-25-chepaitene5

Акция поддержки Украины в Вильнюсе возле Украинского посольства 25 января 2014 года

А на слова уже нашумевшего стихотворения Анастасии Дмитрук «Никогда мы не будем братьями» (кстати, только что переведенного на литовский язык известным диссидентом А. Патацкасом), литовские музыканты создали песню1, стилистически напоминающую такие хиты эпохи «Саюдиса», как «Просыпается уж Балтия» (на трех языках)2 или «Свобода» Э. Масите3. Не случайно и украинские студенты, которые учатся в Вильнюсе, выбрали местом для обращения к украинским военным именно баррикады под литовским парламентом4.

     Получается интересная картина: Украина смотрит на страны Балтии, и в частности на Литву, как на пример успешной интеграции в европейские и трансатлантические структуры, как на объект подражания, довольно удачный случай перехода из нестабильного транзитного состояния режима гибридного типа к демократизации. Мы же, имея за плечами 24-летний опыт создания нового неолиберального общества, чувствуем усталость, гражданскую апатию и потерю ценностных ориентиров, и смотрим на Украину как на начинающую все заново и получившую еще один шанс все исправить. А также как на предупреждение политическим элитам, что с ними может случиться, если они перейдут красную черту.

     Как известно, революции совершаются идеалистами, а их плодами часто пользуются циники. Во всех революциях своя доля романтики и своя доля прагматики. На фоне нынешних украинских событий литовское общество имеет возможность вновь переосмыслить результаты своего развития, особенно ставя вопрос, кто остался в выигрыше при распаде СССР, а кто проиграл и был вынужден заплатить полную цену и понести все тяготы социоэкономического перехода. Пугающий контраст между властями и обществом, грубое игнорирование правомерных интересов общества, унаследованные со времен советской номенклатуры клановые сети, непрозрачность политической жизни и искусственные ограничения возможности влиять на решения, принимаемые «наверху», коррупция и нехватка социальной справедливости и беспристрастного правосудия – все это свойственно не только для Украины, но и для так называемой демократической Литвы.

     Но им обеим свойственна и неприязнь к авторитарным формам госуправления. Обе они предпочитают «сеймократию» со всеми ее преимуществами и известными недостатками всезнающему «отцу нации». Обе они всякий раз вынужденны решать проблему острой нехватки компетентных, здравомыслящих и ответственных политических элит. Украинцы нас поддержали в тревожные дни января 1991 года, надеюсь, вы чувствовали и будете чувствовать нашу поддержку сейчас. Но оба народа должны не забывать, что достижения революций имеют склонность превращаться в реакцию, если не продолжить вести общественно активную жизнь, особенно связанную с установлением непрерывного контроля над решениями избранных представителей власти, чтобы они опять не начали работать лишь на свое собственное благо.

2014-08-25-chepaitene6

Вильнюс, 1991. Автор фото неизвестен  

     Раса Чепайтене (Rasa Čepaitiené) – PhD, професор, старший науковий співробітник відділу історії ХХ сторіччя Інституту історії Литовської АН, авторка чотирьох книжок, остання з них – “Культурна спадщина в глобальному світі” (2010, литовською та російською мовами). 

 Е-mail rasa.cepaitiene@if.vu.lt 

1 http://www.youtube.com/watch?v=jj1MTTArzPI 

2 Bunda jau Baltija / Atmostas Baltija / Argake Baltimaad http://www.youtube.com/watch?v=qrQH7u0AED4 

3 Еurika Маsytė, Laisvė http://www.youtube.com/watch?v=zL-Fn1Ve3J0 

4 https://www.youtube.com/watch?v=E6EOTmOpTyY